Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Как сохранить спокойствие в кризисной ситуации

Советы психолога Марии Абелтини
Фото статьи
Фото: Shutterstock

"Сейчас меня как психолога многие спрашивают, как успокоиться", - говорит Мария Абелтиня, психолог и член совета Кризисного центра Skalbes. Она дала более широкое объяснение эмоциям в кризисной ситуации и рассказала о том, как сохранять спокойствие при сильном стрессе.

Фото статьи
Фото: личный архив Марии Абелтини/Al Lapkovsky

Мы привыкли ежедневно называть некоторые эмоции "негативными", и это дает представление о том, как мы к ним относимся. Есть ощущение, что страх, грусть и злость - это то, что лучше нейтрализовать раньше. Но это не тот случай. "Эмоции выполняют важную сигнальную функцию, - объясняет психолог. - Да, мы субъективно любим одно (радость, вдохновение) и не любим другие (сомнение, горе), но это не отменяет полезности всех эмоций. На данный момент я хотела бы сделать то, что мы редко делаем с эмоциями в нашей повседневной жизни: принять их и прожить. Мы хотим действовать быстро и рационально, но эмоции, в том числе негативные, часто требуют нормализации. Я раньше не могла понять, что значит "быть эмоциональным".

Это не внешнее действие, это внутреннее действие, когда мы чутки и эмпатичны к себе. И, как ни парадоксально, это нас успокаивает. Нормально чувствовать себя ненормальным (необычным) в ненормальных обстоятельствах".

Страх

Страх делает нас бдительными и безопасными. Еще в начале пандемии исследования показали, что те, кто боялся, больше придерживались эпидемиологических рекомендаций и меньше болели. Даже сейчас страх заставляет задуматься, что делать: что я буду делать в час Х, есть ли в моей домашней аптечке лекарство с непросроченным сроком годности и как защитить детей?

"Это нормально - думать об этих проблемах в этой ненормальной ситуации.

Бояться войны и смерти - это нормально, и этот страх часто заставляет нас переоценивать наши приоритеты и уделять время размышлениям о том, на что до сих пор не хватало времени", - указывает специалист.

Печаль

"Я помню лекции моего профессора Прашко, когда он говорил, что грусть сопровождается таким гормоном, как окситоцин. Он играет важную роль в иммунитете и социальных отношениях. Это заставляет нас искать других людей, чтобы пережить потерю. Чтобы разделить горе и уменьшить его. А также

нормально плакать, когда видишь новости из Украины, и не только с картинками взрывов,

- говорит Мария Абелтиня. - Если у нас есть эмпатия, мы не можем без слез читать о том, что происходит: молодые мамы плачут о новорожденных в метро, ​​владельцы животных - о кошках и собаках, бегущих в приюты, о детях, женщинах, мужчинах, которые теперь лицом к лицу со смертью. И эта грусть и сопереживание заставляют задуматься о том, как помочь, как разместить беженцев, куда можно перечислить деньги гуманитарным организациям или армии. Это заставляет нас еще раз обнять своих любимых, близких, родных".

Гнев

Психолог объясняет, что гнев на самом деле играет роль сторожевого пса: "Они лают, когда кому-то кажется, что мы пересекаем границы. Они действительно активируют нас, чтобы защитить себя. И заставляют снова действовать - думать о вступлении в Земессардзе, не умалчивать о своих взглядах, выходить на пикеты, призывать правительство принять меры по введению санкций и так далее". Она уточняет, что

гнев - это не то же самое, что агрессия: "Агрессия - это недопустимое поведение. Гнев - это всего лишь эмоция, которую мы можем выразить цивилизованно".

Как сохранить покой

Гнев, грусть и страх - эти эмоции нормальны во время кризиса и могут начать мешать нормальному поведению только в том случае, если их интенсивность станет такой, что мы больше не сможем этого выносить и нас "выбьет". Психологи часто называют это окном толерантности. "Я хотела бы назвать это коридором толерантности, который показывает, как сильные эмоции поддерживают нас, но вызывают панику или, наоборот, абсолютный застой или ощущение нереальности. Между этими двумя берегами эмоции выполняют свою функцию, даже когда они нам не нравятся. И у каждого человека ширина этого коридора толерантности разная. Один может выдержать большую интенсивность, другой - нет. Мы разные.

Если вы чувствуете, что границы достигнуты и вы больше не в силах действовать - не можете спать, думать, заниматься повседневными делами, "срываетесь", снимаете напряжение, нападая на близких, - то стоит задуматься об успокоении эмоций", - говорит специалист.

Она объясняет, что самые простые вещи в жизни могут помочь  сохранять спокойствие в кризисной ситуации:

  • Прогулка;
  • Физическая активность;
  • Разговор с людьми, которые поддерживают;
  • Лимит на чтение новостей;
  • Нормальный суточный режим.

Для управления эмоциями подойдут упражнения:

  • Дыхательные упражнения;
  • Практика расслабления мускул (например, Jacobson progressive muscle relaxation);
  • Практика осознанности. "Мне нравится упражнение, когда мы выходим из головы и сознательно замечаем пять вещей глазами, затем пять вещей слышим, к следующим пяти - прикасаемся. Что я чувствую прямо сейчас, какие запахи, прикосновения?".

Если все вышеперечисленные рекомендации не работают, Мария Абелтиня рекомендует обратиться за профессиональной помощью: "Мы помним, что условия кризиса могут привести к старым психическим заболеваниям, различным тревожным расстройствам, депрессии и т. д. Поэтому, например, в Skalbes (Кризисный центр Skalbes) есть круглосуточная линия поддержки для взрослых, на которую не стыдно звонить даже ночью!".

Общество Skalbes обеспечивает круглосуточную помощь в Латвии. Бесплатный телефон: 116123.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх