– Какова стоимость частичной мобилизации, и как она влияет на уровень жизни граждан России?
– Относительно российского государственного бюджета цена частичной мобилизации невелика. Минимальный оклад контрактника 20 000 рублей, плюс надбавки, кормовые, суточные, я посчитал: на 300 000 мобилизованных, отправленных на боевые действия, с запасом получилось трат около 100 миллиардов рублей в месяц, а в год это 1 триллион двести миллиардов. Это 4% всех трат федерального российского бюджета в год. Так вот с Кремлем от таких трат ничего не случится, а российские жители терпят, голодных бунтов нет.
Вот недавно провел опрос Левада Центр, там половина опрошенных заявила, что война повлияла на их жизнь отрицательно, причем 19% россиян сказали, что сильно снизился уровень жизни, а 30% - что просто снизился. Однако, связка - война, рост цен, падение доходов - для жителей России отсутствует.
– А как работает эта связка для Кремля? Влияют ли колебания стоимости нефти на интенсивность ведения боевых действий в Украине?
– Скажу так. Между ценами на нефть и возможностью Путина финансировать войну в Украине нет никакой прямой связи. Путин будет продолжать войну, финансировать боевые действия ровно столько, сколько он лично будет считать нужным. Высокая цена на нефть, или низкая цена на нефть, нет никакой разницы для него. Нужно будет - и Центральный банк денег напечатает. Даже если мы предположим, что цена на российскую нефть упала до 40 долларов за баррель и доходы бюджета просели в два раза, это не означает, что Путин завтра скажет войне "стоп". Ну, будет дефицит бюджета ни 2%, а 6%, и что? От того, что бюджет дефицитный, экономика не рухнет, и войну он спокойно может вести хоть три года. Цены на углеводороды никак не влияют на желание Путина воевать.