24 февраля исполнится год с того дня, как началась полномасштабная война России в Украине. Страшные события за пределами Латвии с новой силой обострили вопросы, которые годами разделяли наше общество.
Снос памятника в Пардаугаве, окончательный перевод школ на государственный язык обучения, ужесточение политики ВНЖ. Ужаснувшись от материализовавшейся угрозы со стороны соседней страны-агрессора, Латвия заботится о собственной безопасности. Политическая элита Латвии назвала это время "окном возможностей". Русскоязычная часть населения изменения принимает практически молча, при этом даже социологи не берутся ответить, что на самом деле в головах тех жителей Латвии, для кого русский язык родной.
"Это надо было сделать давно. И в какой-то степени глупо, что для того, чтобы это случилось, должна была начаться война в Украине", - говорит одна сторона. "То, что началось год назад, после 24 февраля, у меня есть ощущение, что сейчас в Латвии решили полностью задавить русскую культуру, вообще любое слово "русский" выдавить напрочь, чтобы люди не говорили по-русски, не думали по-русски, чтобы, если ты где-то появляешься как русскоязычный, ты должен покаяться", - отвечает вторая сторона.
Как научить всех жителей Латвии латышскому языку? Почему в Латвии закрывают школы нацменьшинств? Как чтить окончание Второй мировой войны? На эти и другие вопросы RUS TVNET постарается ответить в серии статей "Взаимные претензии".
Почему такое название - "Взаимные претензии"?
Сложно отрицать, что у Латвии непростой путь именно с этнической точки зрения.
С одной стороны, Латвия позиционирует себя именно как национальное государство по всем заветам мононациональных стран мира - один язык, одна культура и одни ценности.
С другой, никуда не исчезают сотни тысяч представителей других национальностей, в частности, русскоязычные. И из-за этой дихотомии в нашем обществе поднакопился ряд проблем, даже упоминание которых приводит к громким дискуссиям и острым словам.