В ходе судебного процесса бывшему депутату Сейма Янису Адамсонсу, обвиняемому в шпионаже, на этой неделе пришлось оправдываться за денежные перечисления его дочери, которые прокурор считает российскими платежами политику. Кроме того, Адамсонсу задавали вопросы о визитах в Москву, во время которых он встречался с лицами, идентичность которых невозможно проверить, так как политик отказался назвать суду их полные имена, сообщает сегодня передача LTV De Facto.
Передача: Адамсонса допрашивают о платежах дочери и поездке в Москву в баню
Обвинение считает, что Адамсонс предоставил информацию именно Федеральной службе безопасности (ФСБ) России.
На этой неделе в Рижском городском суде продолжили допрос бывшего депутата Сейма Яниса Адамсонса. Нетипично для таких уголовных дел судебные заседания являются открытыми.
Вместе с политиком обвиняется российский гражданин, бывший сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ) Геннадий Силонов, которого следователи связывают с ФСБ. Он к заседаниям подключается из Центральной тюрьмы.
В ходе расследования получены доказательства того, что Адамсонс встречался с Силоновым по крайней мере с 2015 года. Полицейские зафиксировали более 100 встреч.
Адамсонс устно и письменно передал гражданину России информацию, которая была как публично доступной, так и известной ему как депутату, например, о подразделениях НАТО, и получена неформальным путем. Прокурор Юрис Лочмелис в качестве примера упоминает переданные Адамсонсом компрометирующие сведения о Службе госбезопасности и других правоохранительных учреждениях, которые могли бы пригодиться России в вербовке должностных лиц Латвии.
Адамсонс категорически отрицал передачу информации ФСБ. Он не пытался скрыть знакомство с Силоновым. Говорили, мол, о многом - от хоккея до внешней политики. Также обсудили идею Адамсонса продлить железнодорожную линию Rail Baltica до Мурманска или Архангельска.
Бывали случаи, когда Адамсонс просил Силонова передать родственникам и знакомым в России какую-то информацию, книги или даже сигары. Силонов по просьбе Адамсонса собирал сведения о гражданах России, связанных с организованной преступностью.
"У вас, по-видимому, была связь в правоохранительной системе, конкретно в Министерстве внутренних дел, так как вы занимались вопросами безопасности в своей фирме", - сказал в судебном заседании Адамсонс, отвечая на вопросы Силонова и отрицая его связь с российскими спецслужбами.
Из записанных разговоров вытекает, что Адамсонс по крайней мере дважды - в 2017 и 2018 годах - спросил Силонова, когда его пригласят в гости. Предполагается, в Россию. Силонов ответил, что не может согласовать это с руководством, потому что "все взгляды" направлены на Украину, а к странам Балтии обращаются по остаточному принципу. В следующий раз Силонов уже запланировал поездку Адамсонса, но из-за смены кадров все остановилось.
На вопрос Лочмелиса, почему он хотел встретиться с начальником Силонова, Адамсонс ответил, что не знает начальников Силонова и слово "начальник" - это "общее обозначение". Адамсонс предположил, что имелся в виду некий Александр, который никак не мог быть начальником Силонова.
Из обвинения вытекает, что Адамсонс по крайней мере три раза ездил в Москву, чтобы встретиться с лицами, которых Силонов назвал своим руководством. Адамсонс пояснил, что Москву посетил, потому что в Сейме возглавил группу депутатов для содействия сотрудничеству с парламентом России. Днем у Адамсонса были рабочие дела, а вечером он встречался со своими знакомыми. Один из них - Евгений, ветеран войны в Афганистане, с которым Адамсонс познакомился в 1986 году в Ялте, а другой - некий Александр, служивший в российских спецподразделениях и впоследствии работавший в администрации президента России.
"Как правило, наши встречи проходили в бане", - отметил Адамсонс и добавил, что роль Силонова была координировать эти встречи.
Адамсонc отказался назвать фамилии этих лиц, потому что судебные заседания открыты, фамилии прозвучат публично, а у Адамсонса "нет ни малейшего желания причинить им неприятности".
О банных разговорах с Евгением и Александром Адамсонс передаче De Facto ответил уклончиво: "О чем мы говорили? Вы знаете, когда офицеры встречаются, то беседы очень интересные. О работе мы говорили минимально".
Прокурор Лочмелис уверен, что в деле имеются достаточные доказательства, подтверждающие "как его связь со спецслужбами, так и то, что Адамсонс знал, кому на пользу он работал".
По мнению прокурора, Адамсонс получил вознаграждение за шпионаж - деньги были перечислены его дочери в России. Адамсонс называет это абсурдом - он сам передавал Силонову деньги - обычно 100-200 евро каждые пару месяцев, чтобы тот перечислял их в России на счет его дочери. Прокурор уверен, что это были платежи России Адамсонсу.
"Слишком большие суммы не были, потому что, по моему мнению, Адамсонс не столько из-за материального вознаграждения был заинтересован в сотрудничестве с российскими спецслужбами, сколько из-за своих убеждений. Это также доказывают зафиксированные по делу доказательства - разговоры и сообщения", - говорит прокурор.
Адамсонс как в суде, так и в интервью утверждал, что деньги дочери посылал он, но через посредника Силонова, чтобы не платить банку комиссионные.
Обвиняемый Геннадий Силонов не признает связь с ФСБ и передачей ей полученных от Адамсонса материалов, говорит его адвокат Имма Янсоне и добавляет, что не видела доказательств, подтверждающих это.
Как утверждает прокурор, связь Силонова с российской спецслужбой вытекает из материалов оперативного дела, которые не приложены к самому уголовному делу, но с которыми суд сможет ознакомиться.
Из документов дела вытекает, что Адамсонсу различные сведения, которые были переданы Силонову, поставлял бывший следователь КГБ Андрис Страутманис и бывший сотрудник Службы госбезопасности Артур Шмаукстелис. Связь обоих со шпионажем не доказана. Однако Страутманиса обвиняют в другом уголовном деле, а Шмаукстелис договорился об условном тюремном сроке за разглашение государственной тайны и других неразглашаемых сведений.
RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!