Этот и другие многочисленные примеры отвлечения внимания, игнорирования контекста, отбеливания военных преступлений за счет манипуляции и сокрытия значимых фактов, а также тенденциозной трактовки событий в контексте геополитических интересов Кремля, регулярно появляются в различных альтернативно-новостных источниках и пророссийских Телеграм-каналах.
В основе идеологии подобных дезинформационных кампаний лежит теория заговора, в соответствии с которой Россия противостоит "коллективному злу" в ее борьбе за "традиционные ценности".
Примерами типичных нарративов в рамках данной теории являются следующие: "Россия является лакомым куском для Запада из-за своих ресурсов", "страны Запада хотят навязать России, последнему оплоту традиционных ценностей, свое понимание мироустройства", "Россия не нападает, а спасает Украину от внешнего управления коллективным Западом".
Все эти нарративы используются, чтобы объяснить и легитимировать агрессию России против Украины, снять с нее вину за массовые военные преступления, совершенные российскими военными и их командованием на украинских землях, при нежелании и неспособности нести ответственность.
"Точки входа" российской дезинформации
Кремль активно ищет и использует слабые места в системе информационной безопасности стран ЕС и, в частности, Германии. К примеру, дезинформация направлена, прежде всего, на те группы немецкого общества, которые в силу целого ряда причин (в частности, невысокий уровень медиаграмотности) верят в теории заговора. Эти группы стали одной из основных "точек входа" кремлевских пропагандистских каналов в социо-медийное поле Германии.
Стоит принять во внимание и традиционное доверие немцев к средствам альтернативной медицины: Кремль активно использовал эту особенность для распространения дезинформации о вакцинах и поддерживания антивакцинных настроений. Из-за этого лишь 76,4% населения Германии полностью вакцинировались против COVID-19, что ниже, чем в других странах ЕС, где теории заговора не нашли такой поддержки. Кремль поспешил сделать ставку на эту особенность, продолжая продвигать дезинформационные кампании во время пандемии COVID-19.