Следовательно, если соответствующий закон будет принят, то право на расследование коррупционных дел частично перейдет от НАБУ к СБУ.
Однако в то время как НАБУ – часть антикоррупционной инфраструктуры, которую поддерживали и лоббировали западные партнеры Украины, расследование экономических преступлений СБУ всегда сопровождалось скандалами и критикой.
«У нас не очень высокий кредит доверия к Бюро экономической безопасности и антикоррупционному крылу СБУ, — говорит юрист Центра противодействия коррупции Татьяна Шевчук. — СБУ делает невероятные операции, связанные с борьбой с российскими силами, но в плане борьбы с коррупцией их достижения очень скромны».
Она считает, что между показательным арестом Коломойского и заявлением президента о том, что коррупцию могут приравнять к госизмене, есть непосредственная связь.
«Это не совпадение, что СБУ незамедлительно показывает, что способна предъявлять обвинение топ-олигарху. Это как рекламная кампания этой президентской инициативы», — считает эксперт.
В частности, украинский Forbes со ссылкой на свои источники в НАБУ сообщает, что 7 сентября бюро также собиралось выдвинуть против Коломойского официальное подозрение по своему делу, но СБУ его на неделю опередила.
К тому же именно сейчас руководство антикоррупционных органов находится с визитом в США.
«Есть определенная межведомственная конкуренция, — говорит Фесенко. — По Коломойскому работает и НАБУ, и СБУ. В контексте предложений, что СБУ тоже может заняться коррупцией, это такая демонстрация — вот видите, как СБУ работает — задержали, доставили в суд и сейчас он в СИЗО СБУ».
Если последние события вокруг Коломойского действительно связаны с намерением Банковой передать антикоррупционные дела СБУ, ничего хорошего это Украине не принесет, прогнозирует Николай Давыдюк.
«В СБУ неплохо получается бороться с российскими врагами. Мне кажется, их не нужно вовлекать в этот внутриполитический антикоррупционный трек, — говорит он. — Очень дорого стоило государству их оттуда забрать, чтобы все вернуть назад».
По его мнению, это не только откат от реформы, это также может испортить отношения Украины с союзниками.
«Это — проигрышная стратегия, мы во многом зависим от наших партнеров на Западе, и их водить за нос точно не надо», — объясняет он.