Латвийские правоохранительные органы не нарушили юрисдикцию ЕС, установив меры пресечения в отношении президента Банка Латвии Илмара Римшевича, считает генеральный прокурор Эрик Калнмейерс. В передаче «900 секунд» на телеканале LNT он заявил, что юрисдикция Латвии является суверенной, и не может быть никаких запретов на борьбу с коррупцией, в том числе не может быть запретов предпринимать меры в отношении высокопоставленных государственных лиц, если есть обоснованные подозрения о их причастности к коррупции.
Калнмейерс: расследование дела Римшевича идет по плану
Генпрокурор предположил, что, возможно, были неправильно истолкованы термины, поэтому прозвучало, что президент Банка Латвии якобы освобожден от должности. Калнмейерс подчеркнул, что к Римшевичу применен запрет выполнять должностные обязанности на время досудебного расследования, но от должности его никто не освобождал.
Калнмейерс также сообщил, что расследование дела Римшевича идет по плану, проводятся следственные и процессуальные действия, а также готовятся аргументы для суда ЕС.
Как сообщалось, Европейский центральный банк (ЕЦБ) заявил в прошедшую пятницу, что обратился в суд ЕС с просьбой дать оценку действиям латвийских властей, запретивших Римшевичу занимать должность президента Банка Латвии в связи с обвинениями во взяточничестве.
ЕЦБ просит суд разобраться, нарушила ли Латвия правовые акты ЕС, запретив Римшевичу занимать должность президента Банка Латвии и посещать совещания ЕЦБ.
Президент ЕЦБ Марио Драги на своей последней пресс-конференции в марте заявил, что у банка нет достаточной информации по делу Римшевича.
В суд ЕС обратились также адвокаты Римшевича, и на основании их иска против Латвийского государства возбуждено дело.
Как ранее сообщил адвокат Римшевича Саулведис Варпиньш, жалоба мотивирована нарушениями договора ЕС и закона «О Банке Латвии».
Руководители центральных банков стран ЕС, в том числе Латвии, обладают закрепленными на юридическом уровне гарантиями должностной независимости. Это проявляется в том, что смещать их с должности можно в определенных случаях, например, после обвинительного приговора. Ни европейское, ни латвийское право не предусматривает временного смещения с должности на время расследования.
Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) своими процессуальными решениями вмешалось и в независимость ЕЦБ, ошибочно решив, что Римшевич, работая в совете ЕЦБ, реализует функцию президента Банка Латвии, сообщил Варпиньш.
Адвокаты Римшевича просят суд ЕС дать оценку этим и другим обстоятельствам, отмечая, что их клиент не оспаривает права правоохранительных органов рассматривать уголовное дело и заинтересован в быстром его разрешении.
Римшевич подозревается по ч. 4 ст. 320 Уголовного закона в требовании и получении взятки.