Деньги есть, органов — нет. Государство расширило финансируемый из бюджета перечень операций по трансплантации органов. Теперь в год, помимо почек и сердца, можно сделать 7 пересадок печени и одну — легких. Пациенты ждут. Однако в стране острая нехватка доноров, сообщает Русское вещание LTV7. Анкету, которая даёт разрешение на трансплантацию органов, заполнили всего 2 тысячи латвийцев. Это меньше числа людей, оформивших отказ.
Алисе ищет донора. Осталось полгода
Врачи дали Алисе два года. Девушка не снимает маски. Ей нужна пересадка легких. Полтора года уже прошло. Она по-прежнему ждет, когда появится донорский орган. Алисе не понимает, почему потеряв близкого, родственники так часто отказывают в изъятии его органов:
«Я понимаю, что встретившись с бедой трудно,трудно мыслить рационально. Но ты можешь спасти другие жизни».
Девушка надеется, что ей пересадку все же успеют сделать. И тогда она сможет снова жить полной жизнью. «Снова начать путешествовать, заниматься спортом, участвовать в социальной жизни. Потому что сейчас я постоянно либо дома, либо в больнице. Еще хочется продолжить учебу», - говорит Алисе.
С этого года государство впервые оплачивает одну пересадку легких. Так что с деньгами проблемы нет. А вот с донорским органом есть. Один умерший человек может спасти как минимум 5 жизней. Но свое согласие в управлении гражданства миграции оформили лишь чуть более 2-х тысяч человек. И это меньше, чем тех, кто там же оформил отказ.
Если человек при жизни не зарегистрировал согласие или отказ на донорство своих органов, право выразить его волю есть у родных.
Однако, закон «О защите тела умершего человека» не предусматривает обязанность больницы сообщать родственникам о планах по изъятию органов. Причем, если родственники в письменной форме не сообщили о высказанном еще при жизни нежелании человека на использование его органов для пересадки, трансплантация может быть проведена. То есть в законе одна статья противоречит другой.
Устранить противоречие взялось министерство юстиции. Но поправки ещё в разработке и их никто не видел. Сроков тоже не называют. Но даже если будет предусмотрен новый — более доступный порядок оформления разрешения на донорство, это еще не значит, что случаев согласия станет больше. Медики, которым приходится говорить с родными об изъятии органов уверены — необходима большая разъяснительная кампания. Поскольку страхов и стереотипов в обществе на тему донорства по-прежнему хватает.