В течение десяти лет для адопции за границей было передано 1367 латвийских детей. В Латвии аккредитованы 15 зарубежных агентств, которые предлагают латвийских детей в интернете. Два раза в год они организуют выезды в американские гостевые семьи, таким образом, обходя очередь на адопцию. В ходе исследования системы сиротских судов и детдомов, Латвийское Радио пришло к выводу, что на адопции некоторые лица могут зарабатывать миллионы.
«Дети системы»: Сколько зарабатывают на адопции латвийских детей
В этом году в Латвии адоптированы 102 ребенка, а за границей – 61 латвийский ребенок. Впервые за много лет, больше детей обрело дом в Латвии, а не за её пределами.
Между тем, министр благосостояния Янис Рейрс наткнулся на противостояние со стороны самоуправлений и третьих лиц, призвав запретить адоптировать за границей тех латвийских детей, которые находятся в приёмных семьях. Впрочем, соответствующие поправки Сейм так и не принял. Сейчас этот вопрос в ведении парламентской комиссии по правам человека.
Массовая передача детей для адопции за границей началась в начале двухтысячных. За десять лет за рубеж вывезли 1367 латвийских детей.
Вот что рассказал Юрис Цалитис из Zvannieku mājā: «Экспорт, экспорт детей за границу начал набирать обороты в 2004 году. И на самом деле господин Шлесерс был тем, кто тогда всё это усилил и превратил в систему. Из министерства благосостояния сам ушел один (человек), который был ответственен в министерстве за адопцию, так как он увидел возможности «зеленой поляны» - создания своего зарубежного филиала здесь».
Человек, которого упоминает Цалитис - Янис Вейнбергс. Еще три года назад его имя фигурировало среди контактных лиц филиалов, но сейчас уже нет.
В Латвии, в отличии от многих стран Европы, разрешена передача детей для адопции за границей.
Это позволили политики в те времена, когда министром по делам семьи и детей был Айнарс Баштикс. Его часто в прессе называли человеком Айнара Шлесерса. По некоторым данным , тогда премьер-министр Эйнар Репше выразил недоверие Шлесерсу в связи с подозрением о продаже детей за границу. В январе 2004 года Шлерсерс и Баштикс покинули правительство, но ненадолго – всего на 2 месяца.
Латвийскому Радио со Шлесерсом связаться не удалось, а Репше сказал, что Шлесерс был освобожден от должности товарища премьера по ряду причин. А вот слова Баштикса:«На меня Аболтиня в своё время в KNAB пожаловалась, что я продаю детей за границу, но это полная чушь», — сказал Баштикс и посоветовал созвониться с Дайной Розе. Ранее она была директором Терветского детдома, а позднее, как и Вейнбергс, создала свои филиалы агентств адопции.
Адоптировать детей в США предлагают 15 агентств. Информация об их обороте в Латвии недоступна.
Филиалы контролируют четыре человека: Кристине Лемантовича, Гатис Сеньканс, Илзе Гринберга и Дайна Розе.
«Это такая нечистая игра за счет детей. Это чистка перьев перед выборами.
И так происходит перед каждыми выборами. Зарплату, которую я получаю, платят агентства США, а не Латвия. А я за это ещё плачу налоги Латвии. Конечно, есть еще переводчики, которые работают, но, в принципе, по большому счёту, я всё делаю сама», — говорит Дайна Розе.
Вита Анстрате съездила в Тервете, где зарегистрированы 3 агентства, контролируемые Дайной Розе. По адресу Краста 7 находится частный дом. Суда по фото, живет семья Розе небедно.
А Юрис Цалитис рассказал, сколько можно заработать на адопции детей.
«Мы знаем от людей, в последние годы вовлеченных в процесс, что расходы в связи с адопцией как на том конце в Америке , так и у нас , это минимум 50 тысяч долларов США. Некоторые смеются, что поговаривают даже о девяноста тысячах долларов.
Быстро посчитаем: если мы отправляем более ста детей, сколько миллионов где-то свободно плавают, которые соответствующие люди выуживают»,— рассказывает Цалитис.
Латвийцы годами стоят в очереди, чтобы адоптировать ребенка, причем им не показывают даже фото кандидата. У иностранцев за плату – привилегии, например, фотогалерея, или возможность через фейсбук отслеживать поступление новых детей.
Расценки агентств на свои услуги – в среднем около 30 тыс долларов. В прошлом году за границу отправили 119 детей.
Получается более 3 млн долларов. Чаще всего своих детей экспортируют две страны ЕС – Латвия и Болгария, а также Украина, Киргизстан, страны Африки. Литва и Эстония уже приостановили этот процесс.
По наблюдению министра благосостояния Латвии Яниса Рейрса, за границу адоптируют здоровых детей . Это миф, что иностранцы спасают наших больных детей. По неофициальой информации ЛР , иногда диагноз – психическое заболевание - фигурирует только на бумаге.
Янис Рейрс сообщил, что намерен предпринять:
«Мы готовим поправки, чтобы запретить изымать детей из приёмных семей для их адопции за границей. Я считаю, что сиротские суды не выполняют свою функцию и не защищают интересы детей. Мы затребовали финансовые средства и правительство это утвердило, на то чтобы мы могли сопровождать детей и наблюдать , как происходит этот процесс».
Работники Сиротского суда, детдомов и агентств два раза в год возят детей в США. Чаще всего – юридически несвободных детей, которых долго можно держать в детдомах и приёмных семьях. По словам министра, нередко после этих поездок родителей вдруг лишают прав.
А вот что рассказала Мелиса Грауда - одна из воспитанниц рижского детского дома. Она гостила в Америке неоднократно:
«Ну я не знаю, разрешено ли мне говорить об этой информации. Но я могу рассказать. Есть проекты. Например, я в проекте «145». Это проект, когда в интернет выкладывают ребенка и тогда семья выбирает себе ребенка. Например, меня выбирают и я определенного числа лечу к ним на месяц. О том, нормальные они или ненормальные, я узнаю только тогда, когда с ними встречусь».
Когда ребенок оказывается в незнакомой семье, в Латвии об его дальнейшей судьбе практически нет никакой информации. Агентствам надо лишь подать в министерство формальный отчет. Недавно выяснилось, что в Америке пропали трое латвийских детей.
Министр Рейрс полагает, что в ближайшие 2-3 года больше не будет возможности передавать детей на адопцию за границей. Он надеется, что все дети обретут семьи в Латвии. На следующей неделе вопрос об ограничении адопции рассмотрит комиссия Сейма по правам человека.