Важным поворотом в бизнесе Рижского торгового порта (РТП) стало сотрудничество с российским гигантом «Уралхим», который принадлежит одному из богатейших россйских миллиардеров Дмитрию Мазепину.
В конце 2009 года была опубликована договренность о создании совместного предприятия «Riga Fertilizer Terminal». Шдесерс и председатель правления Рижского торгового порта Ральф Клявиньш обсуждали его создание, но обсуждение шло не совсем гладко.
«Я пытаюсь притормозить этот процесс, так как понимаю, что не все коллеги высказали свою поддержку», - говорил Клявиньш Шлесерсу. Клявиньш сообщил, что встречался с Лембергсом, который проект поддерживает, но деньги вкладывать не хочет. Каждая сторона должна инвестировать 2,4 миллиона евро.
Клявиньш был уверен, что проект очень выгоден, а его «провал» стал бы негативным сигналом для российской стороны.
Позже он выскзал беспокойство, что могут быть проблемы с получением всех разрешений, но Шлесерс успокоил, что все будет в порядке. «Мы этого не допустим, не-до-пус-тим!», - твердо заявил Шлесерс в феврале 2011 года.
Ответственность за продвижение проекта в Рижской думе Шлесерс поручил руководителю Жилищного комитета Рижской думы Вячеславу Степаненко.
«Ты скажи ему, что Путин сказал: этот проект очень важен!», - советовал Шлесерс Клявиньшу.
Всего же из опубликованной журналом «Ir» расшифровки разговоров Шлесерса с компаньонами в «Ridzene» следует, что в 2009-2011 годах творилось за кулисами airBaltic. Авторство проекта по покупке компании принадлежит Шлесерсу, финансирование для него искал Шкеле, а в последний момент, когда все пошло не так, подключился и Лембергс.
Помимо этого, рассказывается, как Шлесерс планировал войти в Rīgas Siltumus, Rīgas Satiksme и Rīgas Ūdens
«Дело олигархов» было заведено в мае 2011 года по статьям Уголовного закона о взяточничестве, легализации незаконно нажитых средств, злоупотреблениях служебным положением и нарушениях ограничений, установленных для государственных должностных лиц.