Как-то принято считать, что та политическая сила, к которой принадлежит премьер — царь горы, а прочие участники правительственной коалиции — так, обоз: снаряды подвезти могут, пушечку зарядить, а выстрелить — ну, исключительно за первым номером. Так и было до тех пор, пока правительство не возглавил Марис Кучинскис, выходец из Лиепайской партии, имеющей договор о сотрудничестве с Союзом зелёных и крестьян. А что теперь?
Переходящая дирижёрская палочка, торчащая из нашей глубокой... ямы
Поглядим на расклад в парламенте и рейтинги популярности. У Союза зелёных и крестьян 21 мандат, у партии «Единство» 23 депутата, у Национального объединения 17 штыков. Кто должен был бы в лавочке деньги считать? Правильно, самый крутой. Но «круть» зависит не от количества заседающих в Сейме, а от популярности партий в народе.
Мартовские же данные от социологов SKDS таковы. Забудем, про за социал-демократов «Согласия», за которых готовы проголосовать почти 40% опрошенных. Рейтинг «зелёных крестьян» - 20,6, у националистов — 12,4, у «Единства» на пару с «Латгальской партией» - 7,1. Почти втрое меньше, чем у СЗК. Что же касается разверзнутого рта на Рижскую думу, то здесь показатели ещё более грустные. «Latvijas avīze» c прискорбием известила, что столицу в руках СЗК желают видеть лишь 10,5% опрошенных, «Visu Latvijai!»-TB/LNNK – 6,9%, а «Единство» - 4,2%, то есть у Аболтини & Co пролёт мимо Рижского самоуправления; ложка оказывается шире рта.
То есть, количество депутатов от «Единства» минус уничижительные рейтинги партии равняется тому, что
эта политичесая сила заметена под политический же коврик, откуда может не рычать, а лишь поскуливать.
Что она успешно и делает. Так что, царствование над горой за Кучинскисом с компанией? Так оно по формальной логике, а есть ещё логика политическая. Почему у нас последние премьеры такие невзрачные? Да потому, что
«взрачный» премьер не даст себя топтать никому, будь ты в правительственной коалиции или в антиправительственной оппозиции. Не наш случай.
Похоже, что Национальное объединение отобрало дирижёрскую палочку у СЗК и потихоньку превращает её в дубину, перед которой партнёры по правительственной поалиции пригибаются, дабы не получить по тому месту, куда загружается еда.
Милости просим на сковородку
Вот из замаха националистов только в этом году. Как бы ни ёрзал зелёно-крестьянский министр обороны Бергманис, что, мол, армия нужна нам исключительно профессиональная, лицо «Visu Latvijai!»-TB/LNNK, спикер Сейма Инара Мурниеце, отрезала на телеканале LNT: призыв в вооруженные силы в близком будущем будет восстановлен. Точка. Премьер и его политическое объединение помалкивают.
Стоило пробежать слуху, что нашим новым послом в России может стать генеральный инспектор МИДа Марис Риекстиньш, Нацобъединение возбудилось: как же так, он же в советские времена был членом Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи?! Ближайшим резервом КПСС, стало быть. А то, что Марис уже в нынешние времена отметился и послом в США и НАТО, и министром иностранных дел — это в незачёт.
Скорее всего, следующим в очередь на сковородку к Дзинтарсу и Мурниеце - парламентский секретарь министерства обороны Андрейс Пантелеевс, который был аж секретарём комитета комсомола Латвийского госуниверситета. И пусть Национальное объединение наплевало на жёсткую неафишируемую процедуру назначения послов, премьер Кучинскис и СЗК утёрлись. Не исключаю, что они, затихарившись, разрабатывают стратегию: что же делать, когда националисты покатят бочку на руководителя фракции СЗК в Сейме Августа Бригманиса, который в проклятые времена был секретарём районного комитета КПСС?
А потом, глядишь и до Лембергса — свят-свят-свят! - доберутся! Он же и в ЦК компартии Латвии боролся за светлое будущее всего человечества, и секретарём Вентспилсского городского комитета КПСС был.
То же и с законодательной инициативой, с которой Дзинтарс вскоре официально ознакомит «зеленых крестьян» и «Единство», но за пару недель до этого раструбил на всю страну: желает внести в закон норму, что дважды оштрафованный Центром гоясзыка государственный или муниципальный чиновник должен быть отстранён на время от своей должности. Это как? Плевать на то, что придётся перекраивать ещё кучу законов, но вот как это вот «на время» регулироваться будет? И что по этому поводу скажет Конституционный суд Латвии и Европейский суд по правам человека?
Плевать! Главное — чтобы знали, кто реальный хозяин в коалиционном доме. И пусть трепещут, для начала, мэры Риги и Вентспилса. «Единство» устами Илзе Винкеле, председателя парламентской комиссии по образованию, культуре и науке, пискнуло, что эта партия может поддержать инициативу Нацобъединения. Премьер и СЗК молчат. Президент тем более.
У кого какое место у того места...
И вишенка на торте. С 1994 года в стране проводится шествие в честь Дня памяти 15-й и 19-й латышских дивизий Waffen SS, для приличия названных легионерами. В 1998-1999 годах этот «праздник» отмечался на государственном уровне,
а потом головастые ребята из-за океана сказали, что такой уровень — явный перебор. Уровень убрали. Шествие осталось.
Перед тем, как Латвия должна была стать президенствующей страной в Евросоюзе, премьер Страуюма издала распоряжение: шествие шествием, но без министров ея Кабинета.
Эйнарс Цилинскис, министр охраны среды и регионального развития от «Visu Latvijai!»-TB/LNNK не поверил и прошествовал. Страуюма, дабы продемонстрировать миру, что Waffen SS и государственная власть Латвийской республики не одно и то же, вынудила Цилинскиса подать в отставку (правда, жертвой «беспредела» Страуюмы он не стал, Нацобъединение переместило его на на совершенно халявную должность парламентского секретаря министерства культуры с окладом депутата Сейма).
2017-й год. Латвийскому государству на международной арене за свои «шалости» во внутренней политике ноль угроз. Оно ничего не представляет ни в прямом, ни в переносном смысле.
Допускаю, что в этом году, как и в предыдущие, второе лицо государства, спикер Сейма Мурниеце, в рабочее время, получая зарплату из наших налогов за работу в Сейме, будет молиться за упокой давших присягу Гитлеру, а затем отправится в Лестене, на грандиозно отстроенное место их упокоения.
Министр же юстиции Дзинтарс Расначс, кое-что узнавший о действующем законодательстве, объявил, что совершит индивидуальное шествие, но исключиельно в нерабочеее время. Тем самым вынудил премьера Кучинскиса открыть рот. Изо рта посыпалось: господа министры, сам в мероприятиях 16 марта участвовать не буду, и вас к тому же призываю. Кабы националисты хоть на евроцент уважали руководителя правительства, они бы сделали вид, что не заметили усердия Мариса. Но не тут-то было. Национальное объединение чётко дало понять у какого места его место. И опубликовало в социальных сетях такую заяву: «Никто, даже премьер, не будет указывать, как членам Национального объединения или любым другим латышам поминать наших солдат».
И, давайте, прикинем, как отреагирует Кучинскис, когда «члены Национального объединения или любые другие латыши пойдут поминать» легионеров. Моё частное мнение такое - никак! Вновь утрётся! И СЗК опять промолчит. Почему? Элементарно, Ватсон! А что они могут сделать?
«Тантини» не заморачиваются
Вариантов два: или выставить «Visu Latvijai!»-TB/LNNK из правительственной коалиции, или оставить. Первый вариант абсолютно непроходной. И вот почему. У СЗК вместе с «Единством» в парламенте 44% голосов. Чтобы иметь достаточное большинство, 17 мандатов националистов надо будет заменить на 14 кнопок от Регионального объединения и партии Судрабы. На это не пойдёт ни СЗК, ни «Единство», поскольку за полтора года до выборов в 13-й Сейм вместо одной головной боли заиметь две — себе дороже.
Наконец, и сама «Visu Latvijai!»-TB/LNNK из правительства не свалит; какой смысл перед выборами отказываться от административного ресурса, который на это политобъединение работает наиболее эффективно в сравнении с другими партиями правительственной коалиции?
Уходить Кучинскису в отставку по собственной воле, заодно прихватив с собой весь Кабинет, чтобы президент Вейонис поручил кому-то формировать новое правительство? Так ведь конфигурация исполнительной власти и в этом случае не изменится. «Единству» Вейонис возглавить правительство не даст по причинам очевидным. Националистам тоже, поскольку СЗК не согласится теперь уже на официальном государственном уровне лечь под «Visu Latvijai!»-TB/LNNK.
«Согласие» не может рассматриваться по одной простой причине: эта партия могла бы создать правительство из двух политических сил — себя и «зелёных крестьян», но идти на такой расклад СЗК — это значит изрядно не добрать на выборах в 13-й Сейм, поскольку национальному избирателю в глубинке, где находится основной электорат Союза зелёных и крестьян, внушено, что «Согласие» - это враг, играющий по нотам, написанным в Кремле. А тантини не заморачиваются на вопросе: «А как Путин управляет Ушаковым, в натуре?».
Звуки музычки
Так что до первой субботы октября 2018-го, когда будут выборы в 13-й Сейм, на сцене, скорее всего, будет царствовать Национальное объединение. А что до СЗК, то многое говорит о том, что ему достанется не больше, чем шаги и покашливание за сценой. Ежели, конечно, не появится что-нибудь эдакое, что отринет избирателей от агрессивного наката Национального объединения на формального лидера нынешней правительственной коалиции.
Что это может быть? Допускаю, что компромат, который прилетит, конечно же не от «зелёных крестьян», а от неких небезразличных граждан. Ведь есть же штучные негодяи - я их искренне осуждаю! -, которые не исключают, что отдельные гадкие люди, занимающиеся контрабандой и наваривающиеся на особых условиях заработков судебных исполнителей, имеют прямые или косвенные деловые связи с некоторыми представителями славного Национального объединения. Не верьте этим гнусным измышлениям, ибо невозможно даже предположить, что «Visu Latvijai!»-TB/LNNK будет контачить с мерзавцами, чья криминальная деятельность идёт вразрез со святыми принципами, декларируемыми националистами.
В этом театре под названием «Политическая система Латвии» оркестр, как водится, сидит в оркестровой яме. Но из ямы сей доносится нечто уху непотребное. И потому, что дирижёрских палочек аж три. Одна вся в занозах, другая формальная, управляющая оркестром мимо нот, и третья в форме дубины. Как говорится, на любой вкус почтеннейшей публике. Правда, в этих звуках музычки почтения — ни на грош.