Директор приюта: «Иногда оказаться «на дне» - лучшее решение ситуации»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

О людях, живущих в приютах и социальных домах, часто говорят свысока, осуждая, а иногда, напротив, - со снисхождением. Многие привыкли помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, как бы издалека - многие хотят делать добро, но при этом дистанцируются или изрекают: «Они неправильно живут»... «Может, возможность оказаться на дне, это и есть лучшее развитие ситуации?», - размышляет Кристина Беседина, директор приюта краткосрочного проживания «Буртниекс».

Центр краткосрочного пребывания «Буртниекс» - это место, где люди, оставшиеся без жилья, по направлению Рижского социальной службы могут получить временный кров. Приоритет отдаётся семьям с детьми. Это своего рода временное общежитие, кризисный центр же находится этажом выше.

В кризисном центре работают специалисты, оказывающие психологическую помощь, социальную реабилитацию, услуги нарколога.

Функция центра краткосрочного пребывания - предоставление временного жилья,

однако, по словам директора приюта, работники центра стараются не ограничиваться лишь проживанием, и совместно с волонтёрами реализовывают различные проекты, направленные на интеграцию людей, попавших в сложную ситуацию. В центре работает и пункт гуманитарной помощи. У тех, кто приходит за вещами, не требуют справку о статусе малоимущего. Кристина убеждена - если человек просит о помощи, значит, он действительно в ней нуждается.

Директор центра ведёт нас по коридору, вдоль которого расположены двери.

За каждой дверью - своя история, и своя причина, почему женщины с детьми, молодые семьи были вынуждены здесь оказаться.

Незнание, неопытность, незащищённость

Люди, которые в силу тех или иных обстоятельств остались без дома - «клиенты» этого центра. Кто-то остался без кормильца семьи, кто-то стал жертвой аферы с недвижимостью, кто-то, возможно, с самого детства не имел примера для подражания...

Директор центра Кристина Беседина рассказывает, что, вопреки стереотипам, не всегда в подобные заведения попадают лишь люди, которым свойственно антисоциальное поведение. Большинство из жителей приюта остались без собственного или съёмного жилья из-за незнания законодательства, неопытности, поверхностного отношения к юридическим документам, неумения планировать финансы, незащищённости - у людей нет накоплений, чтобы в непредсказуемой ситуации не попасть в трудное положение.

«Нельзя говорить: «Эти люди неправильно живут». Следует понимать, что не все готовы работать и нести ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей. Есть те, кто не может жить один в квартире. Особенно, если мы говорим о людях, которые выросли в детдоме. Они всё время жили в социуме, где у них был надзиратель, воспитатель. Потом, например, какая-нибудь молодая девчонка-воспитанница забеременела, сама стала мамой... Она должна быть хранительницей семейного очага, но такого опыта и навыков у неё нет. Вот и получается замкнутый круг хождения по центрам. Но подобное может произойти не только с детьми-сиротами. Есть женщины, которые жили под материнской опекой, а когда родители скончались, не смогли о себе позаботиться самостоятельно...», - поделилась Кристина.

Однако есть и позитивные примеры.

«Только благодаря этому и есть смысл той работы, которую ты делаешь. Очень много семей, которые были сначала в кризисном центре, потом попали к нам.

Пробыв у нас некоторое время, они сняли квартиру, нашли работу, теперь они наши волонтёры, которые помогают центру, приходят на мероприятия. Нельзя делить людей на «правильных» и «неправильных». Есть люди, которые просто не могут жить одни - им необходимо быть в «коммуне»», - рассказывает директор приюта.

О том, что проживание сообща помогает переживать трудности, говорит и жительница центра Марина: «Понимаешь, что, покинув центр, в четырёх станах будет одиноко. Не будет шума по утрам, крика детей... К всему этому привыкаешь, с каким контингентом не приходилось бы делить эти стены».

«Быть здесь - это последствие»,

- подчёркивает директор центра. В приют попадают те, кто обратился за помощью в Рижскую социальную службу. Максимальный срок прибывания - 6 месяцев. Судьба каждого жителя приюта (сама Кристина старается называть его «центр» или «дом», избегая слова «приют»), индивидуальна. Для некоторых пребывание в центре может стать возможностью выдохнуть, а потом заново набрать в грудь воздуха.

«Наша цель - чтобы люди, живущие здесь, сняли или получили муниципальную квартиру. Они должны сотрудничать с социальной службой - пройти курсы, повысить свою квалификацию, найти работу.

Проживая в бюджетном доме, они могут накопить деньги для аренды жилья».

Однако так происходит не всегда - есть люди, которые возвращаются в центр повторно, или кочуют из центра в центр. «Я понимаю, что мы, ставя рамки, немного ущемляем людей, не даём им стабильности. Они уходят, заключая в последний момент сомнительный договор об аренде недвижимости, и в результате, через три-четыре месяца возвращаются обратно. У них не хватает умения управлять финансами. Многие надеются на то, что проблемы решаться сами».

Сильвия, жительница центра «Буртниекс», согласилась рассказать Русскому TVNET свою историю. «Мы жили в денационализированном доме, всех стали расселять, а нам квартиру не предоставили. Мы уже практически сняли квартиру, остались некоторые формальности. Будем жить и ждать, когда нам помогут», - с грустью поделилась женщина, которая планирует получить муниципальную квартиру, в очереди на которую она стоит уже 14 лет.

«Дарить время и эмоции»

Рижская дума оплачивает труд двух молодых людей с инвалидностью, работающих в приюте краткосрочного проживания «Буртниекс». От этого сотрудничества пользу получают как молодые люди, которые, работая в сфере социальной помощи, приобретают бесценный опыт вкупе с заработной платой, так и центр, обеспеченный персоналом.

Кристина Беседина рассказывает, что организация не нуждается в дополнительной финансовой поддержке: «Денег хватает, также есть возможность привлечь средства, написав проекты.

Необходимо уметь справляться с теми ресурсами, которыми мы располагаем».

В Латвии есть меценаты и просто неравнодушные, помогающие центру, а особенно - детям, находящимся здесь. Однако по словам директора приюта, ничто не может быть важнее времени, которое каждый доброволец может подарить людям, оказавшимся в кризисной ситуации.

Кристина комментирует: «Вещи - это хорошо, но мне бы хотелось, чтобы вы дарили эмоции, которые есть в вас. Конечно, можно помогать книгами или одеждой, но самое большое богатство и самый большой ресурс - наши знания.

Если вы можете поделиться своим жизненным опытом - рассказать, как вы путешествовали или учились, вы можете вдохновить.

У нас есть бабушки, которые вяжут носки, а детки пекут им печенье. Были в гостях девочки из Казахстана, которые рассказывали про традиции своей страны. Кто-то приходил, чтобы поиграть с жителями центра в настольные игры».

Директор центра поделилась, что многие добровольцы, желающие помочь, считают, что, единожды рассказав об успешной жизни, можно заставить обитателей центра отказаться от своих привычек и моментально изменить свою жизнь. Это не так. Здесь нужен целый комплекс мероприятий, а, в первую очередь, следует войти в круг доверия жителей центра.

Тем не менее, приближаются новогодние праздники, и дети, живущие в стенах центра, мечтают о вполне осязаемых вещах. Максим, например, мечтает о машинке на пульте управления. Он, также как и другие его сверстники, любит сладкое, верит в Деда Мороза, а украшая торт мастикой, втихаря кладет сладкие кусочки в рот...

Более подробно о центре краткосрочного проживания «Буртниекс» смотрите в видео Русского TVNET!

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх