В понедельник к работе приступает новая глава слжбы госдоходов Илзе Цируле. На днях правительство утвердило ее в этой должности. В повторном конкурсе на один из ключевых постов госуправления претендовали19 кандидатов. Самым подходящим из всех оказалась безработная дама с солидным опытом руководящей работы в частном бизнесе.
Схемы на миллиард: что изменит Илзе Цируле, возглавив СГД? (6)
«Безработная» — в контексте нынешнего латвийского налогового ландшафта - это не «минус», а скорее «плюс». Во всяком случае, с точки зрения предпринимателей и общественного мнения. Ведь в безработных госпожа Цируле оказалась после того, как одна из крупнейших норвежских страховых компаний Gjensidige, десять лет работающая на нашем рынке, перенесла главный офис своей балтийской «дочки» в Литву, сохранив в Риге лишь филиал.
Прежде, до этой оптимизации госпожа Цируле возглавляла в Gjensidige Baltic финансовый департамент. А еще раньше работала в других страховых компаниях, была членом правления одной из них. Так что
она не понаслышке знает, отчего и банки, и страховщики, и прочие предприниматели в последнее время уходят из Латвии, сокращая или полностью сворачивая свой бизнес. Налоговая политика в привлекательности для предпринимателей этом играет не последнюю роль.
Кандидатура Илзе Цируле показалась самым подходящей министру финансов Дане Рейзниеце-Озоле, выбравшей ее из трех кандидатов, конкурировавших на финальном этапе конкурса. Именно ее министр выдвинула на утверждение Кабинета министров. Хоть прямого опыта работы с администрированием налогов у главы СГД нет, но опыт руководства и аналитической работы имеется.
Кстати, стоит сказать несколько слов и о ходе самого конкурса. Ведь подбор подходящей кандидатуры на должность гендиректора был очень долгим и трудным. Повторный конкурс был объявлен в начале сентября. А подбор и оценку деловых качеств кандидатов проводила компания Eiro personāls, мотивировавшая подходящих кандидатов участвовать в конкурсе.
Во второй тур конкурса прошло 8 претендентов из 19, оценивала их специальная комиссия, созданная минфином при участии независимых наблюдателей, представлявших конфедерацию работодателей и торгово-промышленную камеру Латвии.
В ходе конкурса случился и конфуз: утечка информации. Имена претендентов, которые прошли во второй тур стали известны СМИ прежде, чем были официально объявлены.
Оценку компетентности претендентов проводили обстоятельно и по обычной схеме. Помимо собеседований и тестирования по системе PROFILE XT, оценивающей опыт и личные качества кандидатов, было и немало публичных дебатов, теле- и радиоинтервью. Общество могло услышать позиции всех кандидатов, добравшихся до финала конкурса. И госпожа Цируле сформулировала позицию достаточно убедительно.
Итак, Илзе Цируле назначена на пост главы СГД сроком на пять лет. Что она планирует предпринять?
Как человек, любящий цифры, госпожа Цируле считает, что эффективность работы налоговиков именно цифрами и должна измеряться.
Она также считает, что важно услышать мнения о направлении реформ как от сотрудников СГД, так и от клиентов-налогоплательщиков, имеющих свое представлени о необходимых переменах в работе этой структуры.
Наши налоговики — далеко не самые успешные, если сравнивать их даже с соседями по Балтии.
В латвийской СГД работает 4 тысячи человек, у эстонцев — в два с лишним раза меньше. При этом у соседей как-то повеселей платятся налоги.
И при этом более комфортно чувствуют себя предприниматели. Даже латвийские бизнесмены предпочитают порой переносить бизнес к соседям. Так что глава службы СГД не исключает, что вскоре съездит за опытом к коллегам в Эстонию.
При обсуждении кандидатов на пост гендиректора СГД уже прозвучали цифры: в ближайшее время в ведомстве предполагают сократить не менее 500 человек. Но госпожа Цируле очень конкретно сформулировала: сокращение числа работающих никак не может быть целью реорганизации службы само по себе. Нужно говорить о том, как распределяются функциональные обязанности и мотивировать сотрудников, изменить к лучшему репутацию налоговиков. И главное: научиться разговаривать с налогоплательщками на понятном им языке.
Аудит эффективности — одна из приоритетных задач нового гендиректора, названных ею в телеэфире. Как человеку, долго работавшему в частном бизнесе, Илзе Цируле не очень понятна, например, модель оплаты труда, приятая сегодня в госуправлении, в том числе и оплата труда ее собственного. (Как может такое быть, что доплаты в 60 процентов оклада у многих плюсуются к окладу почти независимо от достигнутых результатов? Латвийцам вести об очередном повышении оплаты труда чиновников тоже непонятны).
На днях негодование общественности вызвало, например, намерение создать в госструктурах дополнительно 2500 штатных рабочих мест в три боижайших года — о таких аппетитах нашей разрастающейся бюрократии недавно сообщила газета Latvijas Avīze, отметив, что самое большое количество ставок запросили министерства внутренних дел, юстиции и здравоохранения. Не факт, что запросы их будут удовлетворены, но...
А вот решение правительства повысить зарплату гендиректора СГД, принятое еще до назначения госпожи Цируле, возмущений вызвало куда меньше. До 31 декабря она будет равной 3771 евро, а с нового года составиит 4030 евро. Но все же понимают, до чего это стремная должность. Аналитикой на таких постах заниматься и непросто, и небезопасно.
Двойная бухгалтерия, схемы ухода от налогов, «карусели» с НДС и системная контрабанда — такие и подобные им фокусы уводят из казны сотни миллионов евро. Неужто - замахнется?..
Это вам не бабулек, безналогово продающих лесные грибы-ягоды гонять...
Но быть главой репрессивного, карающего органа, новая глава службы госдоходов не планирует. Задача ее — по собственным словам госпожи Цируле, - в том, чтобы латвийские налогоплательщики охотно платили налоги, понимая на что идут их деньги и доверяя государству. Тут одной СГД не справиться. Но попытаться инициировать - вместе с минфином - большие перемены СГД может.
Напомним, что должность главы СГД остается вакантной с начала лета. И уже дважды попытки назначить главу СГД оказывались неудачными. Первый конкурс закончился неудачей — не подошел ни один кандидат. А выдвинутую на этот пост главой минфина Ингу Колегову было оказано беспрецедентное давление, и на предложенном посту министры ее не утвердили.