Редактор дня:
Alexandra Nekrasova
Cообщи

Кирилл Кобрин: «Вам не нравятся тролли?.. Так отключите комментарии!..» (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Зане Битере/ LETA

Писатель, историк и культуролог Кирилл Кобрин постоянно живет в Лондоне. Много лет был профессионально связан с медиа - работал на радио «Свобода», писал и печатался в журнале «Ригас лайкс» и авторитетных интернет-сми. Недавно приезжал Ригу по приглашению учредителей премии Baltic Young Artist Award - с лекцией для молодых художников. Русский TVNET воспользовался случаем, чтобы поговорить с ним о взаимоотношениях СМИ и общества.

– Информационные войны — очень актуальная тема сегодня для многих СМИ, выходящих на на русском языке. Практически, уже все мы все существуем в условиях информационной войны, так или иначе вовлечены в нее… А есть какой-то шанс у русских медиа работать на читателя? Возможно ли в этом противодействии не быть на какой-то одной стороне?..

- Где?..

- В СМИ, выходящем на русском языке.

- Где выходящим? И на какую аудиторию работающим?

- Да хоть где!.. Имею в виду СМИ, которые ориентированы на аудиторию, читающую по-русски. Наш новостной портал TVNET, например. Ведь русскую версию читают не только в Латвии - читают и в Эстонии, и в Литве, и, разумеется, в России. И очень разные у нас читатели… И от вкусов их мы тоже очень зависим.

- Как говорил старик Ленин, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Конечно, можно мечтать о медиа, которое делается только потому, что… делается. То есть, потому, что это нравится людям, которые это медиа делают. И такие были штуки в истории. Какие-то авангардные журналы 20-х — 30-х годов, например, сюрреалистические... Помню был такой журнал «Ацефал», например, в 30-е годы. Собственно и то, что мы сейчас с Андреем Левкиным делаем — post (non)fiction – это тоже подобная вещь. Но наш post (non)fiction - не медиа, это проект. И есть другие такие проекты — артистические художественные и так далее…

- И это проекты на очень небольшую и очень требовательную аудиторию аудиторию — на интеллектуалов, главным образом, так?..

- Нам все равно — если говорить именно про post (non)fiction. Мы вывешиваем то, что нам нравится, а будут это читать или нет — нам все равно. Это такой радикальный жест. Что же касается медиа — они часть мира, часть общества, связаны с деньгами, с политическими интересами и так далее, и так далее. Так что вопрос этот не имеет никакого ответа, потому что он очевиден. Не бывает медиа, которое находится ни на чьей стороне.

Проект Кирилла Кобрина И Андрея Левкина - не медиа, но радикальный художественный жест

- Но ведь ситуация противостояния обострилась в условиях информационной войны, когда существуют целые фабрики троллей — мы по своим комментариям видим, что действительно есть люди, для которых это работа— мутить воду под видом «комментариев читателей»… И часто такие «комментарии» очень и очень далеки от предмета разговора.

- Современный мир так устроен. Но это ведь не имеет отношения к журналистике! Комментарии — на форумах ли, или на порталах к каким-то конкретным публикациям, все они, скажу так: это очень устаревший формат. Его используют сознательно для каких-то своих целей. С самого начала было ясно, что нормальный человек ни на каких форумах писать не будет.

- Ну да — и те же комментарии, как говорят, менее одного процента читателей сегодня пишут.

- С самого начала было понятно, что всю эту историю с комментариями надо закрывать. Но… Все эти штуки используют для формирования общественного мнения. Если вы используете это в своих интересах — то почему вы тогда жалуетесь? Если вы страдаете от наплыва троллей — ОК, очень легко «выключить» этот наплыв троллей. Отключите комментарии!.. Вы никогда не думали, что это можно прекратить мгновенно — надо просто нажать кнопку, отключить опцию «форум», отключить комментарии.

- Как Вы думаете, почему же их не отключают, если все так просто?

- Есть несколько причин. Как человек, который работал в медийной организации много лет, я понимаю и другое. У любого медиа есть владельцы, либо есть те, кто медиа финансируют, есть начальство. Каким образом легче всего жонглировать отчетами о пуполярности твоего медиа? Вот ты пишешь начальству: а вот у нас была публикация на которую мы получили 2 тысячи откликов!..

- Но ведь сейчас эффективность не откликами, а «кликами» считают!..

- ОК. Но вы так создаете иллюзию, что это имеет какое-то общественное значение. Все участники этой игры прекрасно понимают, что это все - «фейк», что это неправда. Понимают и те, кто пишет эти комментарии, и те, кто их заказывает, и кто якобы страдает от них. Но они играют в эту игру, и каждый имеет определенную выгоду от всего этого. Это очень просто. Говоря по-другому: если тебе не нравится телевизор — выключи его!

- С телевизором — проще, здесь каждый свой выбор делает сам.

- Нет, с комментариями все так же просто. Другой вопрос заключается вот в чем. Возникла сейчас какая-то странная идея, что общество должно реагировать на публикации вот таким прямым образом. Наверно, если «Би-Би-Си» целиком дает какой-то сюжет, наверное, могут быть какие-то отклики типа «Вау!!!» Но если Вы пишете аналитическую статью — какие, к чертовой матери, тут вообще могут быть отклики?.. Никаких!..

- Логично.

- Подумайте, много ли было откликов у главных журналистских материалов, которые изменили мир? В широком смысле — журналистских, в классическом понимании ХIХ... Много ли было откликов, например, на эссе Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», напечатанное в американском журнале?.. И сколько человек тогда вообще это прочитало — ну, может быть, человек двадцать… А ведь этот текст изменил мир! Или - если уж продолать по марксистской линии - много ли было откликов на ленинскую статью о двух национальных культурах?.. А ведь это базовый текст, который определил во многом ХХ век — не важно, плохой это текст или хороший. И так далее…

- А как Вы думаете, общество вообще сегодня нуждается в СМИ, в медиа?

- Скажу ужасную вещь: думаю, что нет, не нуждается. В таком виде, в каком СМИ сегодня существуют — нет.

- А что их заменило тогда?

- Я не говорю, что что-то их заменило. Говорю, что в том виде, в каком СМИ сейчас существуют, общество в них не нуждается.

- А у каких СМИ тогда есть шанс?

- Это местная пресса. Местная пресса, которая рассказывает о том, что происходит у вас во дворе, на вашей улице, о том, кто будет чинить вот эту штуку, если она вдруг сломается.. О том, какое мероприятие происходит в конкретной библиотеке…

- То есть - чисто практическая информация?..

- Не обязательно практическая. Но это та жизнь, которой вы реально живете. Я вот большой фанат международных новостей и не свысока смотрю на обычного человека. Но я искренне не понимаю, когда обычный человек читает новость о том, что в Колумбии произошло то-то и то-то… Какое ему до этого дело? Вот если ему при этом объяснить, где находится Колумбия, и кто эти люди, которые названы в этой новости, перечислить варианты развития событий — это будет уже огромная аналитическая статья. Если вы хотите — прочитайте аналитическую статью, не надо читать новости.

- Но ведь сами Вы - тем не менее! - много лет связаны с медиа и сейчас продолжаете писать — работали на радио «Свобода», в «Rīgas laiks» много пишите, в Colta.ru пишете и сейчас…

- В Colta.ru давно уже не пишу, на радио «Свобода» - да, работал двенадцать лет, но уже не работаю. По разным причинам... Но из мира журналистики, я ушел.

- Вы ушли в чистые писатели?

- Не знаю, что такое «чистый писатель»?.. Ну да, чистый - душ я принимаю два раза в день!.. Но, в том виде, в котором журналистика сейчас существует, заниматься журналистикой — абсолютно бессмысленное занятие.

- А могла бы быть она — какой? В каком виде могла бы существовать сегодня журналистика?

- Не знаю. Много об этом думаю, но в двух словах сказать невозможно. Могло бы быть что-то очень сильно разбитое по секторам, по интересам, по влиянию, по каким-то еще вещам… Единственное, что я могу точно сказать — в том виде, в котором сегодня существует желтая пресса, она абсолютное зло. И я совсем не старомодный человек, который ругает желтую прессу — мне очень нравились британские таблоиды десять лет назад, когда они писали про скандалы с поп-звездами. ОК, поп-звезды для того и существуют, чтобы у них были скандалы. Но когда они стали сейчас заниматься политикой… считаю, что это прямой путь к фашизму.

- Кирилл, Вы постоянно живете в Лондоне. Что-то читаете постоянно?

- Живу в Лондоне, да. Но сейчас неважно, где ты живешь — есть интернет. У меня есть «Твиттер», есть лента ссылок, я там подписан на несколько изданий, иногда что-то читаю по ссылкам, иногда — нет.

- Фейсбук тоже?..

- Был очень активен в Фейсбуке много лет, но ушел из него, времени нет.

- Я только что вернулась из отпуска, из Москвы. И есть ощущения грустные: враждебность у многих людей, так называемых «простых людей», вызывает все, что делают «слишком умные». Но при этом — и на выставку Рафаэля очереди стоят, и академия «Арзамаса» на свои лекции большую аудиторию собирает. Разрыв в обществе - увеличивается. Антиинтеллектуальные настроения — чем объяснить?

- Это не только в Москве. Антиинтеллектуальные тенденции — я сейчас всю лекцию об этом и говорил. Мы живем в новом мире, когда основы того, что мы называли высоким словом европейская цивилизация подрываются ... самой западной цивилизацией. Вера в рацио, вера в знания, стремление вести себя пристойным образом — и так далее. Все это подрывается. Полчаса я об этом только и говорил...

- Для молодых художников это особенно актуально? Ведь именно Вас пригласили с лекцией на церемонию вручения премии молодым профессионалам современного искусства?

- Я действительно считаю, что художник сегодня — это тот, кто стоит на страже рациональности, на страже европейского просвещения. Должен стоять.

- В Риге Вы часто бываете?.. Как наш город — по сравнению с Лондоном?

- Невозможно сравнивать!.. Это отдельные истории. Но Рига мне очень нравится,и я здесь часто бываю. Нравится , что здесь все удобно — в отличие от Британии — нравится ваша северная балтийская архитектура, я вообще обожаю Латвию, и много лет здесь печатаюсь.

- Со времен легендарного журнала «Родник», наверное?..

- Нет, в «Роднике» не печатался. Но в свое время я был единственным человеком у себя в городе, кто в 1988 году выписывал этот журнал — я жил тогда в городе Горьком, в Нижнем Новгороде, и специально на главпочтампте это проверял. А вот в журнале «Ригас лайкс» я печататался много лет - с 2007 года не было фактически ни одного номера без моего текста, и в «Арттерритории» печатался.

Церемония вручения премии - на сайте "Арттерритории"

- А сейчас? Какие творческие планы?

- Сейчас я пишу книжку одну, и закрыл все другие проекты, чтобы ее издать.

- Это художественная проза? Эссеистика?

- Нет, это историческая книжка — об истории русской общественной мысли: Карамзин, Чаадаев и Герцен... Я же историк по образованию.

- Интересно. Спасибо, что нашли время ответить на вопросы русского TVNET. Удачи Вам.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх