О драматическом сокращении численности населения страны в новостях говорят чуть ли не каждый день. Почти в каждой семье кто-то сегодня живет и работает за границей. Нам бы очень хотелось надеяться, что пик массовых отъездов из страны позади. Но прогноз, увы, неблагоприятный: по разным оценкам к 2030 году население Латвии может потерять еще 20 или даже 30 процентов .
Будущее - 2030: Латвия опустеет, потеряв еще треть своего населения?.. (98)
В чем сегодня самая большая проблема Латвии? Государство, которое за четверть века у нас построили, прекрасно во всем. Недостаток же у страны всего один: в Латвии не хочет жить огромное число ее граждан и постоянных жителей. Уезжают... Опустевшая страна, массовый исход населения и не самые радужные перспективы на будущее - привычный фон всех наших разговоров с людьми «из коридоров власти».
Например, говорил об этом Ивар Годманис - дважды экс-премьер и экс-депутат разных уровней законодательной власти. В беседе с русским TVNET он сослался на недавний доклад о социально-политической ситуации в Латвии, подготовленный для одной из структур Европарламента. Выводы этого не официального, но весьма обстоятельного документа господин Годманис назвал для нас совершенно убийственными.
Эксперты считают, что к 2030 году население страны уменьшится еще на 20 процентов.
Отсюда и глобальные наши нынешние и будущие проблемы: сокращение производства и доходов, объемов потребления, растущий дефицит рабочей силы, демографический спад, структурная безработица, отставание в темпах роста производительности труда.
В распоряжении русского TVNET недавно оказались материалы еще одного исследования, проведенного по заказу комиссии по долгосрочному развитию - в латвийском Сейме ее до недавнего времени возглавлял нынешний премьер-министр Марис Кучинскис. Доклад «Проблема мобильности населения в контексте реформы образовательной сети и расселения» имеет геосоциологический характер.
Прогноз в документе еще конкретнее и пессимистичнее европейского: до 2030 года многие латвийские самоуправления потеряют 30 и более процентов населения.
На минуточку - на примере конкретного региона представим, что означают эти цифры. Больнее всего исход населения ощущают приграничные территории. Взять для примера Вилякский край, в шести волостях которого проживает всего-то 5701 (данные на январь 2015 года). Минус еще тридцать процентов населения - это же всего четыре тясячи человек на весь край останется!..
Русский TVNET связался с автором названного исследования. Глава предприятия «Jāņa Sēta» Янис Турлайс ответил на вопросы и прокомментировал свои прогнозы на будущее.
- Господин Турлайс, материалы Вашего исследования у меня сейчас перед глазами. Ведь именно на них ссылался министр образования и науки Карлис Шадурскис, обосновывая необходимость реформы школьной сети. Но скажите, пожалуйста, в представлении большинства латвийцев «Яня сета» - это ведь географические карты, путеводители... Неожиданно было Вас обнаружить автором такой работы...
- Исследование носит геопространственный характер и мы одно из наиболее опытных в этом предприятий Латвии. Ведь карты - это не только интсрумент навигации, это и интсрумент управления ресурсами. Демография - один из таких ресурсов и очень важный.
- Как давно проводилось исследование? На презентации, которой я располагаю, обозначен ноябрь 2015 года.
- Исследование проводилось два года назад, на основе переписи населения 2011 года, но кое-какие данные - из тех, что статистическим управлением обобщаются каждый год - мы и позднее обновляли. Методика прогнозирования очень сложная... Какая именно часть работы вас интересует?
- Интересует ваш прогноз на 2030 год - изменение числа жителей в латвийских городах и волостях. Вы ведь следите за тем, как развивается ситуация и оправдываются ли прогнозы?
- Такого нет, чтобы мы каждый день - и даже каждый год - обновляли данные. Но за тем, как развиваются события, за генеральной линией, мы, конечно, следим. И в большой мере оправдывается то, что мы прогнозировали.
- Отклонений особых не произошло?
- Мы прогнозировали умеренный экономический рост – и, действительно, он очень умеренный. Мы прогнозировали, что темпы эмиграции из Латвии увеличатся, и немного они увеличились. Подтвердилось и ожидавшееся увеличением рождаемости – хоть немножко, хоть минимально, но рождаемость выросла.
В Латвии сейчас демографическая яма, особенно это заметно по школам.
Ведь в 90-е годы детей родилось вдвое меньше, чем до того. И, как следствие, детей вдвое меньше, чем было бы сейчас нормой. А еще эмиграция...
- С карты Латвии исчезают названия целых населенных пунктов – мест, в которых недавно еще жили люди. Это тоже следствие эмиграции?..
- Немножко эта тема раздута... Дело в том, что в списке названий населенных пунктов, которые перестают существовать, две трети приходится на латгальские селения, в которых было по 3 – 4 дома. Принципы, по которым формировались населенные пункты и получали свои названия, они очень различны в разных краях Латвии.
И так исторически сложилось, что именно в Латгалии такие населенные пункты есть.
Больше или меньше этот процесс происходит везде. Все больше на селе домов пустых, заброшенных. Но если в поселке было всего три дома, а теперь два опустели или все три пустуют, то логично, что надо и название из списка населенных пунктов изымать. Но такого нет, чтобы где-то были сотни домов – и ничего от них не осталось.
- То есть отчасти идет естественный процесс ?..
- Это следствие глобализации. И это происходит во всех развитых странах мира. Процесс глобализации приводит к тому, что люди переселяются в большие города. Кстати, единственное место в Латвии, где увеличивается число жителей – это регион вокруг Риги, прилегающие к Риге волости. В самой Риге тоже уменьшается количество жителей. Люди переселяются, они хотят жить там, где лучше возможности для работы, для образования детей, для отдыха. А на селе сейчас таких возможностей нет.
Индустриальное сельское хозяйство в большом количестве работников не нуждается, в нем может быть занято не более 3 процентов населения,
остальным там просто нечего там делать.
- А тот факт, что люди уезжают из Латвии, как Вы оцениваете?.. Это всегда и только плохо? Или есть и какая-то позитивная сторона у таких процессов?.. Выводы Ваши - как автора исследования – уже сформулированы в докладе. Интересна и Ваша человеческая позиция и точка зрения.
- Думаю, что когда уезжают в таких больших масштабах, как сейчас из Латвии, это - плохо. Позитивно же то, что нам доступна Европа, что на рынке труда есть свободное движение рабочей силы. Уезжая, люди приобретают там опыт, зарабатывают деньги, многие присылают их в Латвию, а кто-то, возможно, учится. Допускаю, что многие там заработают себе пенсию, а в старости вернутся в Латвию жить.
Сегодня вопрос в том, что может все этим людям предложить экономика Латвии - какую альтернативу?.. Хорошо оплачиваемой работы в Латвии сегодня немного. Так что это позитивно, что люди, которые не могут себя реализовать здесь, имеют возможность уехать и работать там. Но это позитивно при условии, что эти люди не теряют связи с Латвией и, возможно, вернутся впоследствии.
Но многие утрачивают связи с Латвией - и это уже негативно. Плохо, что молодые люди уезжают, люди продуктивного возраста - и дети рождаются там, и дети тоже утрачивают связь с Латвией. Во всем этом, конечно, какие-то позитивные моменты тоже есть. Но, повторю, у латвийского государства нет никакой серьезной альтернативы: что этим людям можно сейчас предложить.
- А что нужно в стране изменить - чтобы люди сюда возвращались?
- В правительственной декларации все правильно написано. Я был консультантом комиссии по долгосрочному развитию, работой которой в Сейме руководил Марис Кучинскис. Так что все эти вещи, которые были декларированы правительством, они правильные, и надо над этим работать.
Вопрос в другом:
насколько это все удастся правительству – победить теневую экономику и коррупцию, улучшить собираемость налогов. Насколько удастся им решить вопросы неплатежеспособности предприятий и улучшить инвестиционную среду,
чтобы инвестиции приходили в Латвию. Насколько удастся задействовать демографические инструменты в поддержку молодым семьям. Все это связанные между собой вещи... Очень важны реформа образования, здравоохранения.
Возможно, моя точка зрения несколько отличается от доминирующей сегодня, от той, которая часто звучит. Но я считаю, что в здравоохранении сейчас катастрофически мало денег, и чтобы эту отрасль поднять, денег в медицину надо вложить много. А вот в образовании ресурсы есть, но используются они очень нерационально. Теми же ресурсами можно достичь значительно лучшего результата. Например,
в высшем образовании, на мой взгляд, надо вообще прекратить финансировать из бюджета студенческие места по специальностям, на которые нет спроса на рынке.
- Иногда мы фактически готовим за счет бюджета специалистов для других стран...
- Вот именно. Надо сконцентрировать средства на специальностях, на которые есть спрос на рынке труда. В среднем образовании тоже расходование средств очень нерационально. Прозвучит драматично, но в Латвии сейчас число средних школ примерно в три раза превышает необходимое. Речь не идет о начальной школе и основной школе, место учебы – с 1 по 6 класс - должно оставаться максимально близким к месту жительства. Но в остальном придется радикально пересмотреть нашу школьную сеть, которая должна стать максимально рациональной. Тогда высвободится большое количество средств, это позволит и учителям платить зарплату более тысячи евро на руки. Сделать это можно будет в рамках существующего финансирования. Но школ станет намного меньше.
У нас сегодня кое-где почти как при коммунизме – транспорт доставляет школьников до самого дома... Может быть, нужно определить, в каких случаях обязать самоуправление – как далеко везти...
Есть огромное количество возможностей, в чем сэкономить, но нужно упорядочить управление. Но как раз этого перед выборами в самоуправления делать никто не хочет, это непопулярные меры.
- Сейчас Вы тоже ведете какое-то исследование? Что-то новое уже в работе?
- Мы по многим научно-исследовательским направлениям работаем. На данный момент конкретного заказа нет. Но есть направления, которые мы считаем важными. Например,
необходимо исследовать происхождение прибавочной стоимости, определить, где именно создается сегодня в стране наибольшая прибавочная стоимость, где люди платятся большие налоги.
Именно к этим местам должно быть и наибольшее внимание, о них надо особенно заботиться. Ведь именно таки места создают благосостояние Латвии. Мы работаем в этом направлении.
- Может быть, у нас скоро появится и необычная карта – с перспективными «точками роста»?..
- Такой была бы цель. Важно не просто регион или населенный пункт обозначить – но подробно, вплоть до квартала! - показать, где именно создается прибавочная стоимость. Ведь к предпринимателям, которые там работают, руководители самоуправлений должны быть максимально доброжелательными.