На фоне обсуждаемой в австрийской прессе «политической революции» и «бунта против элит» не может не вспомниться месячной давности «круглый стол» с главным редактором варшавского леволиберального издания Krytyka Polytyczna, устроенный в Вене журналом Dle Presse. Нужно было видеть, с какой терпеливостью отвечал умница Славомир Сераковски на недоуменные вопросы молодых венских журналистов на тему как же могло такое позорище, как PiS, выползти на свет Божий в XXI веке. Да ещё и в Польше, образцовопоказательной демократии «новой» Европы.
Задававшим вопросы гражданам единственной восточноевропейской страны, счастливо в своё время избежавшей участи включения в советский блок, подобный ошеломительный регресс после 26-ти лет польского успеха просто не хватало воображения представить.
Боюсь, теперь бы уже хватило.
Впрочем, влиятельный венский Der Standard считает, что известная часть австрийцев вовсе не с праздным любопытством приглядывалась к давно происходящему в Венгрии, а с октября - ещё и в Польше. Не думаю, однако, что «достижения» соседей существенно повлияли на эволюцию взглядов австрийского электората. Подозреваю, проблема тут глубже, и имя ей - евроскептицизм. Симптомы которого в дунайско-альпийской федерации имелись всегда. А ныне, похоже, заметно обострились. Просто не могли не обостриться.
Объясню, почему так считаю. Не секрет, что евроскептицизм - проблема исключительно богатых стран. Отличные примеры - два королевства, датское и британское. Тех же, кто победнее, на подлинный, не лозунговый евроскептицизм просто не стать. Сколь бы глубокими ни были их разногласия с Брюсселем, ни венгерский Орбан, ни словацкий Фицо, ни даже крайние партии вроде той же NS, - будущего для своей страны вне ЕС не мыслят: а где же ещё?