Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Религиозные перспективы Латвии: что изменится с появлением беженцев?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: murdelta / Flickr

Латвийский университет объявил февраль месяцем теологии. С 8 по 27 февраля 2016 года в стенах высшего учебного заведения пройдут различные мероприятия и семинары. В современном обществе религию иногда сложно отделить от политики. Проблема беженцев в Латвийском университете будет обсуждаться 24 февраля в дискуссии «Другая перспектива: разговор о вопросе беженцев». Пока профессора только планируют затронуть данную тему, русский TVNET опросил экспертов и провёл некоторые параллели между религией, проблемой беженцев и образованием новых сект.

Руководитель отдела по вопросам религии Министерства юстиции Екатерина Мацук рассказала журналисту Русского TVNET, что в Латвии зарегистрировано достаточно большое количество религиозных конфессий. Это свидетельствует о том, что у нас достаточно разнообразная религиозная среда, человек на данный момент может выбрать то религиозное течение, которое ему по вкусу.

Если следовать официальной статистике, которую Министерству юстиции предоставляют религиозные организации каждый год, более миллиона жителей Латвии являются последователями той или иной религиозной конфессии. Однако эти данные весьма относительны – человек может идентифицировать себя католиком, потому что был крещён при рождении, но никогда не посещать церковь и не участвовать в религиозных ритуалах.

Согласно социологическому опросу WIN/Gallup International, проведённого в 2015 году,

в Латвии верующими себя считают 40 процентов опрошенных

41% респондентов не считают себя религиозными, 9% назвали себя убежденным атеистами, еще 10% затруднились с ответом.

Ректор Латвийской Христианской академии Скайдрите Гутмане рассказала, что Латвия – секулярная европейская страна. (Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры - прим.ред.).

«Как только христиане открывают рот, обсуждая актуальные проблемы общества, нам сразу указывают на то, что церковь отделена от государства»

, - рассказала Гутмане.

Ректор часто посещает различные конгрессы, где обсуждаются результаты социологических исследований, в том числе в области развития ценностной системы молодых людей. Она также следит за информацией, которую представляет Еврокомиссия и исследователи общественных ценностей организации World Values Survey.

По словам Гутмане, молодые люди в возрасте 14-18 лет самой главной ценностью называют семью, однако общество предпочитает об этом нас не информировать. «Нам об этом не сообщается.

Если мы будем говорить, о том, что современные ценности – это семья, то нас назовут ненормальными

Сейчас все пропагандируют общество потребления и свободную любовь», - добавила Гутмане.

В противовес ректору Латвийской Христианской академии Мацук отметила: «Нельзя сказать что наша страна религиозна, но в то же время влияние церкви на общество достаточно большое. Я также не могу сказать, что секты как-либо влияют на традиционные для Латвии религии. В 90-х можно было наблюдать «бум» регистраций новых церковных организаций. Сейчас этот процесс немного успокоился, однако некоторые люди постоянно мигрируют из одной конфессии в другую.

Сначала они были католиками, потом стали лютеранами, через год стали Свидетелями Иеговы

Эти люди каждый раз будут ярыми представителями своей конфессии, а потом поменяют на какую-либо другую».

Также руководитель отдела по вопросам религии Министерства юстиции выдвинула предположение, что

с появлением среди жителей Латвии людей из других стран, могут возникнуть новые религиозные течения

. Если мы говорим о сегодняшней ситуации, то это могут быть исламские течения.

Министерство внутренних дел (МВД) Латвии публично не сообщает о религиозной принадлежности приехавших в Латвию в конце прошлой недели беженцев.

Эта информация охраняется законом о защите данных физических лиц, который определяет, какие данные считаются чувствительными. Данные о вероисповедании могут быть обнародованы с письменного согласия лица или им самим, сообщили агентству LETA в МВД.

К актуальной нынче теме беженцев Гутмане относится осторожно – по её словам, у православия есть свои мысли по этому поводу, однако делиться ими с Русским TVNET ректор Христианской академии не захотела.

Председатель Латвийского центра исламской культуры Хамза Янис Луциньш также не знает, являются ли перемещенные из Греции семьи мусульманскими.

Немного ясности внесла Екатерина Мацук: «Я не думаю, что изменения будут сильными, но может усилиться влияние других течений, которые существуют в тех странах, откуда придут беженцы. На данный момент в Латвии много мусульманских организаций, которые пришли к нам из постсоветского пространства – Узбекистана, Татарстана и т.д.»

Выпускник Факультета теологии Латвийского Университета Мартиньш Лиепа был более красноречив. Он считает, что

с появлением беженцев в Латвии возможны различные конфликты на религиозной почве.

По его словам, появление мигрантов в Европе вызвало активизацию различных религиозных проповедников, таких как «Свидетели Иеговы», «Новое поколение», и тому подобных представителей нетрадиционных религиозных движений.

Мартиньш уверен, что, находящиеся на чужбине беженцы, в определённый момент захотят задушевного общения, возможности быть выслушанным, что может поспособствовать их вступлению в различные религиозные секты

В свою очередь, Скайдрите Гутмане считает, что как латыши и русские, так и представители других национальностей и культур приходят в секты потому, что им обещают быстрый результат духовного просветления, чего не гарантирует классическая церковь. Последователи различных нетрадиционных движений обещают, что члены их общины будут счастливы и богаты прямо сейчас, и тем самым привлекают многих людей, находящихся в «поиске истины».

По словам руководителя отдела по вопросам религии Министерства юстиции, на данный момент наше общество достаточно толерантно, и пока все конфессии уживаются без конфликтов.

«Будем надеяться, что мы и дольше также сохраним свой нейтралитет и толерантность», - добавила Екатерина Мацук.

Напомним, что в цикле мероприятий Латвийского университета «Февраль – месяц теологии» может принять участие любой заинтересованный.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх