«Закон перед спайсами бессилен, в борьбу должны включиться все!»

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/ScanPix

9 апреля вступили в силу поправки к Уголовному закону, предусматривающие уголовную ответственность за торговлю спайсами. Результаты уже есть: полиция рапортует, что «точки» закрываются, а торговцы адскими смесями — задерживаются. Правда, особо эмоциональные граждане утверждают: поздно! Время упущено, молодежь плотно «подсела» на легкодоступное зелье.

Впрочем, принятые законодателями меры — еще далеко не все, распространителей и употребляющих спайсы ждет много репрессий. Об этом Русскому TVNET рассказал председатель подкомиссии по уголовному праву юридической комиссии Сейма, депутат, соавтор поправок Андрей Юдин («Единство»). По его словам, Латвия становится одной из ведущих в Европе стран по строгости уголовного преследования торговцев леголайзами.

- Как же так получилось: все понимают, что наркотики – это зло, но в Латвии это зло легализовано и до последнего времени можно было приобретать и употреблять спайсы?

Известные нам наркотики и психотропные вещества запрещены и за их реализацию предусмотрено уголовное наказание. В списке запрещенных наркотических и психотропных веществ на настоящий момент две с половиной сотни названий. И список этот не законсервированный – последний раз его дополняли в прошлом году.

Проблема связана с созданием и распространением новых психоактивных веществ, которые в списках запрещенных веществ не упоминаются. Само по себе включение в список нового одурманивающего вещества происходит достаточно быстро. Например, в прошлом году 7 февраля Юридическая комиссия Сейма получила информацию об очень опасном психотропном веществе – карфентаниле. А уже 14 февраля были приняты изменения в законе, установившие уголовную ответственность за реализацию и хранение этого вещества.

Однако

быстро реагировать на появление новых спайсов не всегда получалось

– исследования новых психоактивных веществ часто требовали многих месяцев. Чтобы решить проблему, в прошлом году был изменен закон и предусмотрена возможность на срок до одного года устанавливать запрет на новые психоактивные вещества. Логика изменений была простая – если есть подозрение, что появился новый спайс, не ждем заключений от экспертов, а устанавливаем временный запрет и даем задание специалистам разобраться и ответить на вопрос, запрещать ли новое вещество полностью.

Андрей Юдин
Андрей Юдин Фото: LETA

В этом году стало очевидно –

сделано недостаточно – торговцы спайсами по-прежнему свободно предлагают свои зелья,

а правоохранительные органы не знают, как защитить общество от так называемых «легальных наркотиков»

- Ситуация из жизни: сентябрь 2013 года, школьное родительское собрание. Родители высказывают свое возмущение присутствующему полицейскому по поводу очередной открывшейся точки. А он лишь смущенно отвечает: Мы ничего не можем сделать, все по закону. Насколько новые поправки развязали руки стражам порядка?

До принятия изменений в Уголовном законе полицейские имели возможность изымать незаконные вещества, теоретически – штрафовать за несоблюдение запрета. Однако система не работала. Полиция была неравнодушным наблюдателем происходящего – однако действовать активно было сложно,

раз за продажу спайсов не было уголовной ответственности, то не было и основания проводить обыски, задерживать

и сурово наказывать нарушителей. Установив уголовную ответственность, стало возможным не наблюдать, а действительно прекратить легальную торговлю психоактивными веществами.

Возможностей у полиции больше, но не стоит обольщаться – проблема не решена. Во-первых, не все новые психоактивные вещества находятся под запретом. Во-вторых, превращение «легальных» наркотиков в «нелегальные» не означает их исчезновения – открыто торговать ими в ларьке или через интернет нельзя, но остался и, очевидно, будет развиваться нелегальный рынок.

Надо признать – опасность легалайзов была недооценена.

Еще совсем недавно многие смотрели на них как на легкие одурманивающие вещества. Сегодня очевидно, что спайсы в нашем обществе стали опаснее, чем классические наркотики и без уголовной ответственности уже не обойтись.

Но надо понимать – уголовная ответственность сама по себе проблему не решит, Уголовный закон – это всего лишь инструмент, который может быть подспорьем в решении нарко-проблемы.

Фото: AFP/LETA

Как запретить то, что еще не появилось!

- Спустя 2 дня после введения поправок начальник Госполиции Интс Кюзис отрапортовал: ни одна лавка из по торговле спайсами в Риге больше не работает. Но! Торговцы ушли в подполье, переваривают ситуацию, активизируются сбытчики товара на квартирах, в автомашинах и в интернете. Можно ли опередить события и придумать меры на шаг вперед? Есть идеи?

Наивно думать, что все само собой утрясется. Наркотики всегда были в нашем обществе, несмотря на все статьи и санкции Уголовного закона.

Условно психоактивные вещества можно разделить на три группы: первая — это давно известные психотропные вещества наркотики (героин, гашиш, марихуана и т.д.), вторая — новые вещества, которые находятся «под подозрением» и поэтому запрещаются на срок до одного года с очень большой вероятностью после этого быть в включенными в первую группу. И, наконец, 3 (проблемная) группа - вещества, которые нам не известны; их употребляют, но химики пока не установили их формулы и с уверенностью не берутся утверждать, что данные вещества необходимо включить в список запрещенных.

Запрета на них нет, в списках они не фигурируют, но на рынке уже появились и покупателя нашли.

Специалисты и юристы ломают головы над тем,

как юридически остановить распространение недавно изобретенных, малоизвестных, но потенциально опасных веществ.

Ситуация не безвыходная. Возможное решение – принять правила, которые нужно будет соблюдать распространителем любых (в том числе и недавно изобретенных) психоактивных веществ.

В свою очередь в Уголовном законе может появится статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил. Для людей, далеких от юридических тонкостей, все это может показаться витиеватым и запутанным. Но надо понимать, что в Уголовном законе нельзя взять и просто так написать: « За распространение чего-то такого, чего мы не знаем и название еще не придумали - лишение свободы на 2 года» .

Месяца 3 - 4 назад мы слышали призывы: «Запретите это зло!»

Надо понимать - в законе нельзя написать: «Зло запрещаем».

Кто-то, например, будет сидеть и продавать пахучие палочки, кто-то – тонизирующий чай. Вопрос: за это тоже наказывать или все таки использовать закон избирательно, т.е. в отношении тех, кто распространяет действительно вредные зелья? В общем, я за классический подход — дайте название вещества, дайте формулу и мы оперативно включим его в список запрещенных! Дополнить закон, тем более если это связано с таким важным вопросом, можно очень быстро. Однако Закон сам по себе проблему не решит – важно, чтобы правоохранительные органы понимали и применяли его.

Фото: LETA

- В этой связи оцените работу полиции. Вспомним, что раньше был отдел по борьбе с наркотиками, сейчас расформирован... Докладывают, что делают все возможное, но ситуация и в столице и в других городах драматическая...По крайней мере, пока.

Я был недавно в Тукумсе и разговаривал с местными полицейскими, они мне рассказали, что еще до принятия изменений в Уголовном законе, у них в городе была ликвидирована открытая торговля спайсами, и те, кто хотели приобрести легальное зелье, ехали до ближайших ларьков - в Каугури. На вопрос, как они решили проблемы – простой ответ: государственная полиция тесно сотрудничала с самоуправлением, в местах торговли

они буквально мозолили глаза, проверяли, отпускали, короче говоря – создали для бизнеса трудновыносимые условия.

По словам полиции, местные торгаши в итоге поняли, что спокойной жизни им никто не даст и бизнес иссяк.

Может быть в таком большом городе, как Рига полиции сложнее было решить проблему. И надо отметить, что активно действовать в Риге пыталась полиция самоуправления, которая имеет меньше прав, чем госполиция.

В любом случае тратить сейчас время на взаимные упреки и укорять полицию нет смысла. Куда важнее, чтобы полиция активно работала в изменившейся ситуации и активно реагировала на правонарушения.

Также важно, чтобы о законодательных проблемах, мешающих борьбе с наркобизнесом, полицейские говорили бы не только между собой, но и выступали бы с предложениями. И такая практика есть. Например, через неделю после вступления в силу изменений в уголовном законе, пришла информация – необходимо дополнить Уголовный закон статьей, устанавливающую ответственность за хранение спайсов без цели реализации. Пока такой статьи в Законе нет – для ловких распространителей запрещенных веществ появляется лазейка для уклонения от ответственности. Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решим.

Говоря о работе полиции, важно, чтобы проблему не надеялись бы решить только патрулированием улиц. Например в отношении продажи запрещенных веществ через интернет или с авто

эффективным может быть проведение оперативного эксперимента. Делайте такие эксперименты!

Это работа полиции, было бы желание!

Фото: LETA

- Вы говорите о желании полиции работать. А есть ли такое желание у Парламента? Несколько лет назад прозвучало предложение передать право утверждать списки на размеры наркотических веществ Кабинету Министров. Парламент тогда предложение не поддержал.

Депутаты Сейма имеют не только желание, но и твердое намерение бороться с наркобизнесом. Причем в этом вопросе нет разногласий между позицией и оппозицией. Если и спорим – то спорим только по существу. Что касается передачи дополнительных полномочий Кабинету министров, то оно возможно, но смысла в нем нет. Хочу напомнить, что список наркотиков и психотропных веществ и сейчас составляет Кабинет. Парламент утверждает минимальное количество вещества, начиная с которого наступает уголовная ответственность. Например, для высушенной марихуаны это 1 грамм, для героина – 0,001 грамма.

Точка зрения, что Кабинет мог бы быстрее вводить уголовную ответственность при появлении новых психоактивных веществ, не кажется мне обоснованной.

Например, последнее дополнения списков запрещенных веществ пролежал в Кабинете несколько месяцев, в Сейме закон был рассмотрен и утвержден в течении месяца. Быстрота введения запрета зависит в первую очередь от возможности получить химические формулы запрещаемых веществ.

- От кого Вы ждете эти формулы?

Вопросы о новых психоактивных веществах решаются Центром профилактики и контроля за болезнями. На настоящий момент они приняли решение об установлении временного запрета для 16 новых веществ. Причем хочу обратить внимание, что запрет действует в отношении генерической формулы. Что это означает? Объясню на простом примере, не связанным с темой нашего разговора. Говоря, например, о машинах, можно долго перечислять все известные нам марки и модели машин (Мерседесы, Опели, Форды). Список получится длинным и, наверняка, неполным, так как что-то будет упущено. Но можно действовать и по-другому – не тратить силы на перечисление, а просто сказать: «Все автомобили».

Генерическая формула — это основа, которую мы запрещаем.

Ни изменение названия, ни добавление других веществ, не позволяет уклониться от ответственности, если сохраняется генерическая основа.

Фото: LETA

- Закон с недавнего времени предусматривает ответственность за реализацию запрещенных веществ. А как доказать, что именно отрава конкретного торговца привела, скажем, к смерти человека?

Действительно, Уголовный Закон лишь предусматривает возможность наказать за продажу психоактивных веществ. Возможность доказать вину продавца зависит от конкретных обстоятельств дела. Помочь в этом могут экспертизы, показания свидетелей. Не так давно на заседании Юридической комиссии говорили о необходимости обеспечить экспертов необходимой техникой, позволяющей установить связь между употреблением конкретного вещества и наступившими последствиями

Говоря о доказательствах – очень многое зависит от качества работы полиции.

Причем работы прибавится! 8 мая, очевидно будут приняты поправки, устанавливающие уголовную ответственность за побуждение другого лица к употреблению запрещенных психоактивных веществ, а также за введение их в организм другого человека против его воли, добавление запрещенных веществ в продукты, напитки и т.д..

- Означает ли это, что если один подросток предложит другому попробовать какой-нибудь спайс, то его можно будет наказать уголовно?

Если не только предлагает, но и угощает, то Уголовный закон может быть применен и сейчас. С точки зрения закона «угостить», «дать в долг, «обменять» - виды реализации запрещенных психоактивных веществ, максимальное наказание за которое – 3 года лишения свободы.

Изменения в законе дадут возможность наказывать побуждение к употреблению, причем независимо от того, будет ли это сопровождаться вопросами:

«Тебе что, слабо», « что ты не мужик что-ли?», «хочешь с нами тусить – кури»

и т.д.

Скажу сразу, что очевидно таких процессов много не будет. Данная статья скорее всего появиться, например, когда задержав группу подростков, выяснится, кто кого втянул в употребление запрещенных веществ.

Фото: vk.com

- Хорошо бы взяться и за покупателей!

И об этом подумали! Полиция нам говорит: хорошо, вот реализацию вы запретили, мы задерживаем человека с чемоданом наркоты, а он заявляет - для себя, мол. Если речь идет о наркотиках и психотропных веществах – уголовная ответственность предусмотрена. Для новых психоактивных веществ ответственности пока нет. Но будет. Причем в отличии от наркотиков, достаточно будет установить наличие запрещенного вещества – количество не будет иметь квалифицирующего значения.

Вместе с тем очень важно, чтобы возможная ответственность не отпугнула родителей, которые хотят помочь своему ребенку, попавшему в зависимость от психоактивных веществ, но не хотят, чтобы ребенок был бы привлечен к ответственности. Мне кажется важным освободить от ответственности тех, кто сообщил о беде... Необходимо также предусмотреть освобождение от ответственности в случае, если о нарушении сообщили родители или другие близкие люди подростка.

Кстати, хочу подчеркнуть, что реализация — это не только продажа , это и подарок-предложение в духе «А давай курнем, у меня есть!». Я предложил министру науки и образования Ине Друвиете разослать образовательные письма по школам с этой информацией.

Ребята, вы тут друг с другом делитесь — на это тоже есть свои три года! Ходите под статьей!

Есть люди, которым никогда не нужно возвращаться за руль

Я предлагаю внести изменения в Законе о «О дорожном движении», касающиеся условий получения водительских прав. На данный момент любой желающий, способный сдать теоретический и практический экзамен и не имеющий медицинских противопоказаний, гарантированно получает права. Но не секрет, что

есть категория людей, которые находясь за рулем, подвергают опасности себя и создают угрозу жизни и здоровья других людей.

Государство должно иметь возможность сказать некоторым претендентам : «Вы здоровы, знакомы с правилами движения и умеете водить машину, но за руль машины мы Вас пустить не можем – факты говорят, что это может быть опасно для общества!».

- Что это означает?

Вспомним дело Дениса Веремейчика (в августе 2000 года 18-летний парень в состоянии наркотического опьянения сбил шестерых пешеходов, трое из них скончались).

Его лишили свободы, применили лишение прав на максимально допустимый срок - 5 лет. Я не думаю, что исполнение уголовного наказания дает право вернуться к вождению транспортными средствами.

Есть люди, которым НИКОГДА не нужно возвращаться за руль автомобиля.

Я не предлагаю автоматически отнимать права пожизненно – предложенные изменения дадут возможность судьям, рассматривающим дела пьяных или наркотиками одурманенных водителей, применить такое лишение прав, которое не позволит получить права после отбытия наказания.

В Уголовном законе я предложил предусмотреть, что максимальный срок лишения водительских прав увеличивается с 5 лет до 10 лет. В свою очередь в Законе о дорожном движении я предлагаю предусмотреть, что в случае, если суд лишил водительских права на срок больше 5 лет, то для данного человек двери в мир вождения закрываются.

Фото: Reuters/ScanPix

Демотиватор для подростков

Второе предложение, касается людей, употребляющих наркотики, психотропный вещества, спайсы и решившими стать водителями. Суть предложения проста - если констатируется, что человек употреблял запрещенные психоактивные вещества, то в течение 3 лет после этого он не может получить права. Речь в первую очередь идет о молодых людях.

Цель изменений в законе – защитить общество от опасных водителей и создать демотиватор для школьников,

удержать молодых людей, мечтающих о возможности сесть за руль, от употребления одурманивающих веществ. Очень простой и понятный молодежи мессидж : если попробуешь травку, порошок, таблетку, то правах на какое-то время можешь забыть.

- А как будет фиксироваться, что вчерашний школьник, который сегодня получает водительское удостоверение, не понаслышке знаком с запретным куревом?

Понятно, что кто-то в поле зрения полиции не попадет. Но кто-то попадет. Врачи установят факт употребления запрещенного вещества, информация будет отражена в материалах административного или уголовного дела, а также в базе данным МВД.

И в этом вопросе многое будет зависеть от работы полиции.

- Для вас, наверное, не секрет, что люди разгневаны отсутствием кардинальных мер по борьбе со спайсоторговцами. По сути, этот уже ставший к сожалению, смертельным бизнес существует порядка 5 лет, но мало что предпринималось, ждали чего-то... В обществе бытует мнение, что как за ребенка ответственны родители, за ныне наблюдаемую доступность спайсов ответственность на себя должны взять политики.

Все структуры должны работать как одна команда.

Высказать претензии и назвать виновных обычно просто: родители — не так воспитали, в школах на классных часах не поднимали эти темы, депутаты не приняли правильные законы, полиция не так боролась и т.д. Но мне кажется, что гораздо важнее сегодня понять, что нужно делать для решения и проблемы и делать это. Делать каждому свое дело, но делать вместе – и родителям, и учителям, и работникам правоохранительных органов, и депутатам.

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх