Страхи и надежды необольшевиков

CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Reuters/Scan

13 января Европейская Комиссия объявила о начале рассмотрения правомерности закона о Конституционном Трибунале, поспешно принятого польским правительством перед Рождеством. Если этот флаговый продукт государственной мысли правящей в Польше с 25 октября партии PiS обнаружит несоответствие нормам европейского права (в чем нет никаких сомнений), стране грозит стать превым в ЕС объектом санкций, предусмотренных статьёй 7 Евроконституции. PiS* заметно обеспокоилась.

Первым взвыл от негодования глава польского МИД Витольд Ващиковски. Тот самый, над чьими сентенциями о велосипедистах и вегетарианцах до колик хохотала вся Европа. Не минуло и нескольких дней, как незадачливый министр, успевший 12 января радостно раззвонить польской прессе, что-де накануне лично Юнкер его заверил: «ничего такого не будет», - снова оказался выставленным на публичное посмешище. Чем, как не садистским коварством врагов Польши и поляков можно сие объяснить?!

Пониманию политиков PiS едва ли доступно, что, в отличие от них, евроинституции совершенно не озабочены поиском врагов. Зато не на шутку обеспокоены судьбой демократии в государстве, еще вчера входившем в пятерку успешнейших в Европе. А сегодня ставшем объектом погрома дорвавшейся до власти одиозной партии.

Погрома, носящего выраженные черты большевицкой стилистики.

Диктат однопартийного правительства, стремление слить судебную власть с исполнительной, а министра юстиции и генпрокурора объединить в одном лице; уже поставленные под госконтроль (читай: партконтроль) публичные СМИ, готовящееся расширение полномочий полиции и спецслужб... на что всё это так подозрительго смахивает?..

Нет в эти дни иной страны на континенте, которой западноевропейские медиа уделяли бы столько внимания, сколько уделяют они Польше. Не в меньшей степени желала бы Европа осмыслить социополитические и идеологические корни PiS, заметно отличающейся от прочих европейских правых партий.

Едва ли не самым точным оказался диагноз британского историка польского происхождения Анджея Замойского, одного из участников специального дискуссионного форума, проведенного порталом politico.eu : «PiS несет глубокую отметку политкультуры коммунистических времен... Руководство PiS враждебно вольной рыночной экономике, считает предпринимателей «спекулянтами», и верит в контроль государства над всем... Их консервативность - лишь в той подозрительности, с которой они взирают на либерально-центристское ядро западной политики и на современный мир в целом. Эссенция их консерватизма -провинциализм».

Непохоже, что автор этих слов имеет что-либо общего с европейскими «левыми». Которые, кстати, о «совке» стараются поменьше вспоминать - чтобы, упаси Боже, не вспомнили им былых их просоветских симпатий. Трудно причислить к «левым» и многих иных, наиболее резких критиков PiS по обе стороны Атлантики. Что, однако, не мешает «победившей партии большинства», как скромно именуют себя Качиньски и компания, огульно клеить на всех своих критиков дежурный ярлык «леволиберализма».

Из кустов же по восточным окраинам ЕС им с готовностью поддакивают «болельщики» от менее удачливых периферийно-националистических партий. Вроде члена правления латвийской Nacionaalaa Apvieniiba Яниса Иесалниекса, искренне сочувствующего

«борьбе нового польского руководства против доминирующих в медиа леволиберальных воззрений» («Ir», 7-13.01)

По всему видать: речь держит крупный знаток европейских медиа вообще, и польских в частности, - коль скоро так лихо валит всё разом в одну кучу.

Только вот трудно бороться в общеевропейском масштабе с такой повальной заразой. Везде чертовы леваки засели, один сплошной масонский заговор. Хочешь, не хочешь - раскошеливайся, покупай рекламное пространство на ведущих международных сайтах, и режь столько правды-матки, сколько её влезет на оплаченные сантиметры!

Так PiS и поступила. Шедевр публицистики под названием «What Is Happening In Poland» уже доступен всем желающим - например, на том же politico.eu . Должны же, наконец, граждане Европы услыхать слова правды! Всё по-честному. За всё уплочено.

На закрытом же заседании PiS, куда никакую прессу не пустили, опытные партийцы посоветовали младшим товарищам, пока что исполняющим обязанности президента и премьера RP, лично посетить Брюссель и Страсбур. По возможности, произвести впечатление на замшелых бюрократов, а заодно попробовать осторожно разобраться на месте: они там что, всерьез задумали встревать в нашу суверенность?

Конечно же, лучше приехать, чем не приехать. Особенно, когда тебя давно ждут. Только вряд ли очередная пиар-акция PiS хоть на йоту превзойдет предыдущие.

И дело вовсе не в водянистой и неубедительной риторике пана Дуды. И и не в редкой сообразительности пани Шидло, которой потребовалось несколько месяцев, чтобы вызубрить, чем отличается бюджетный дефицит от публичного долга. Как и не в тяжёлом стальном взгляде премьерши, некоторым западным журналистам напомнившей следовательшу из коммунистических карательных органов. А польских детишек (и не только) провоцирующей на предварение ее фамилии префиксом «стра».

Президентско-премьерский визит в евроинституции ничего не даст уж хотя бы оттого, что каждому брюссельскому клерку известно: и тот, и другая - лишь марионетки. Сомнительно, что на многие вопросы смогут дать они немедленные и вразумительные ответы. Ведь реальная власть в стране - единоличная прерогатива президента PiS Ярослава Качиньского. Которого на саммите не будет. Даже если б и хотел - не вышло бы. Не по рангу. На бумаге Качиньски - рядовой депутат Сейма... Зато никакой правовой ответственности за диктуемые им решения, публикуемые затем за подписью президента или премьера, «кукловод» не несёт. Так плохо ли? А как придумано!

Прецедент подобного балагана в истории европейского парламентаризма едва ли существовал. Как прикажете трактовать столь конспиративное госруководство?

На уровне официальном - говорить не с кем; на закулисном же - неясно, каким образом.

Куда менее загадочна заинтересованность правительства, не скрывающего презрения к «леволиберальной» «старой» Европе, в успешном «европиаре». В свое время Советской России точно также позарез требовались контакты с ненавистным ей окружением. Причины всё те же: деньги, безопасность, и разнообразные бонусы добрососедства. А PiS к тому же отхватила страну на экономическом подьеме, да еще и с членством в престижном «клубе». Хороший фундамент.

На котором, как и полагается большевикам, рассчитывает утворить очередную «отдельно взятую страну». В идеале, лидирующую в кругу региональных единомышленников, готовых в любой момент заблокировать любое решение Брюсселя. Но при этом имеющую все членские права и защищенную всеми гарантиями Евросоюза - не говоря уж о НАТО. Ни за что перед ЕС не отвечающую, но, как и прежде, пользующуюся средствами из еврофондов.

И ничего, кроме такой малости, новому польскому правительству от Европы не нужно.

Подспудная же претензия PiSовцев к Брюсселю, сквозящая в каждой их попытке воздействия на евроинституции, звучит так: почему Орбану (премьер-министр Венгрии, - прим.ред.) можно, а нам - нет?

Обязаны ли евроинституции учинять ликбез не очень понятливых провинциалов? Неужели, столько лет имея собственных евродепутатов - замечу, весьма неглупых, - PiS так и не постигла соотношения весовых категорий на брюссельском «олимпе», так и не узрела, «где Рим, а где Крым», как говорят на их многострадальной родине? Похоже, PiS в упор не видит, что Орбан - фигура не только совсем иного масштаба, но, прежде всего, иного покроя. Далеко не большевицкого. Иная и руководимая им страна.

То, что Орбан использовал в свое время популистские политтехнологии, никого не должно вводить в заблуждение. Орбан - политик последовательный и предсказуемый. Начисто лишенный параноидального конспираторства и истеричного кликушества. Вдобавок весьма прагматичный. Фактически наиболее авторитетный в центральной Европе.

В Брюсселе официально не любимый, но негласно уважаемый.

Надеясь на прочный союз с Орбаном, PlS, похоже, переоценивает ситуацию. На днях в прямом эфире венгерского радио Орбан обосновал предполагаемое veto Будапешта возможных евросанкций против Польши исключительно многовековой близостью двух народов.

«Добрые перемены» же в польском государстве не помянул и словом. Орбан - этакий одинокий волк, друзей себе не ищущий. Как, впрочем, и врагов. В ноябрьском интервью politico.eu Орбан как бы между делом заметил, что его, обмусоленная всеми, кому не лень, «дружба» с Путиным - банальное клише. Ибо возможны ли в принципе отношения с «человеком без облика»? Иное дело - газово-разовые гешефты, и обеспеченная ими realpolitik. И трудно поверить, что такой простой вещи не понимают, например, немцы, чьи гешефты с Путиным не прекращаются до сих пор...

До уравновешенности и железной логики Орбана инфантильным огрызаниям PiSовцов - например о том, как пристало (либо не пристало) потомственно грешному немцу говорить с потомственно почти святым поляком, - как до звезды небесной.

При этом в юрисдикции Орбана находится весьма компактное государство в географическом центре континента. Выхода к морю не имеющее, и с Россией не граничащее. И, какими бы ни были мнения о премьере и его партии FIDESZ среди 10-ти миллионов проживающих там людей, - организованной и многочисленной оппозиции существующему режиму Венгрия за все эти годы не породила.

Бесспорно, орбановская Венгрия - трудный случай в европейской политической практике. Трудный, но не вопиющий. Каковым могла бы стать, приди там к власти фашизоидные ультраправые из оппозиционной партии с довольно эффектным на слух русскоязычного названием JOBBIK MOZGALOM. Однако большинство венгров продолжают голосовать за FIDESZ. Им известно: вменяемой альтернативы в стране попросту нет.

Известно это и в Брюсселе. Многолетняя доминация христианско-демократической, далекой от экстремизма FIDESZ - наглядный пример власти «по умолчанию сторон».

«Свой человек» в большой европейской политике, Орбан который год имеет в ней неофициально-фамильярный статус «мальчика для битья». Чему даже не слишком противится. Поскольку знает, что фактически к его услугам - негласный «карт-бланш». Каковым и пользуется. Умело, не зарываясь.

Трудно ли представить, что утворили бы Качиньски и компания, раздобудь они каким-нибудь чудом нечто подобное?

Именно заветный «карт-бланш» и является главным предметом страхов и надежд руководства PiS. Как и сверхзадачей всех европейских пиар-акций этой партии.

Акций заведомо обреченных. С первых своих шагов поставив на дыбы Польшу и скандализировав евроинституции, PiS за неполных три месяца каденции огребла такой увесистый пакет отрицательной прессы на разных языках, какого не имело ни единое европейское правительство с 1989 года. Размеры же, уровень развития, а главное, стратегическое значение страны, имеющей несчастье пока терпеть такую власть, - лишь отягчающие обстоятельства. Не вытянет даже гениальный пиар.

Чуда не случится, и никакого «карт-бланша» от Европы PiS не получит. Вне зависимости, применит Евросоюз санкции, или нет, Польшу он не сдаст: чай, не Венгрия! Как PiS - вовсе не FIDESZ, а Качиньски - далеко не Орбан.

Старая поговорка гласит: «что сходит с рук ворам, за то воришек бьют». Конечно же, в очень политкорректных евроинституциях PiSовцам ничего подобного «в лоб» не скажут. Но по лбу, однакоже, надают. Вряд ли до потери пульса, но уж точно при всём честном народе. На глазах как критиков, так и «болельщиков». В том числе латвийских.

* Партия «Право и справедливость» — национал-консервативная и католико-клерикальная политическая сила. (также Закон и Справедливость, польск. Prawo i Sprawiedliwość, PiS)

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх