Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

Проголосуйте за ***, и проснетесь в раю! (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Flickr.com/Joe The Goat Farmer

Влиятельный Нью-Йоркский журнал «Time» героем уходящего года назвал Ангелу Меркель. Более половины опрошенных россиян предложили несколько менее критично выбранную альтернативу - собственного президента. Я же полностью солидарен с выставочным комитетом венской Kunsthalle: настоящим героем 2015 года - не беда, что коллективным, - стал политический популизм. Триумфально расцветщий по обеим сторонам Атлантики в бессмертном сиянии обворожительно-улыбчивого глянца и хвастливо-бесстыжей эксплуатации людской глупости.

Сто лет назад в восточной Европе было две столицы мирового масштаба. До наших дней прежний статус сохранила лишь одна. Изведав весь без исключения набор восточноевропейских ужасов ХХ века - крушение империи, коммунистическое, а затем профашистское правление, нацистскую аннексию, серьёзные разрушения в конце 2 Мировой войны и последовавшую многолетнюю угрозу включения в советский блок, - Вена поразительным образом выстояла. Совершенно не утратив той космополитичной, чуть беззаботной элегантности, за котороую во все времена была ценима.

Более того, традиционному венскому космополитизму каким-то чудом

удалось сохранить непререкаемый континентально-европейский акцент

. Участи глобализованных столиц западной Европы этот великий город избежал. По крайней мере, пока.

По концентрации музеев и богатству культурной жизни не уступающая ни Парижу, ни Лондону, Вена, однако, значительно камернее по масштабу, и, если приехали вы сюда ненадолго, вопрос выбора приоритетов не стоит очень уж жестко. Так что не паникуйте, изучая захватывающие предложения предновогодней культурной программы, не торопитесь увидеть всё или почти всё, - и тогда успеете увидеть многое!

Между большинством венских аттракций - пешеходные дистанции. Десять минут ходьбы отделяют медитативную безмерность и вневременность галактик, симфоническую стройность и эпическую отстраненность глади океанов в драматичном, и при этом удивительно безмятежном видении Вии Целминьш, самого известного на свете художника латышского происхождения, чью выставку сегодня можно увидеть в залах знаменитого «Сецессиона», - от красочного, хохочущего, поющего, визжащего и ревущего мультимедиа-шоу в венской Kunsthalle под мнгообещающим названием «Политический популизм».

Как у человека скорее ХХ столетия, чем XXI, у меня есть серьезные сомнения, выиграло ли визуальное искусство наших дней, после стольких лет модернистсткого эксперимента, отказавшись от идеи Искусства Для Искусства. Но, так или иначе, социально-политическая ангажированность международной команды молодых мультимедиа-креаторов в данном случае оказалась как нельзя кстати. Рекомендую это шоу даже тем, кто современное искусство на дух не переваривает. Содержательно - никак не менее, чем занимательно.

Некоторыем авторам удалось не просто показать, как работают испытанные популистские политтехнологии, - они и сами технологии эти намеренно использовали при подготовке своих материалов. Например, живущая последнее время в Вене художник Анна Ермолаева представила настоящую комедию, разыгранную на открытии московской Биеннале соременного искусства в уходящем году.

Не только оператором, но и режиссером этой комедии стала сама Ермолаева; актерами же - все, кто пожелал. Незадолго до дня открытия Ермолаева обратилась через социальные сети к потенциальным желающим поддержать элитарное событие художественной жизни народным митингом с хвалебными лозунгами вольного содержания. Понятно, за небольшую мзду. И на точно таких же условиях были завербованы «противники» биеннале. Надо ли говорить, что

и те, и другие в указанный час с готовностью притопали на вернисаж, неся транспаранты домашнего изготовления.

Зрелище, заснятое Ермолаевой на видеокамеру, показывает всем, до кого еще не дошло: политиком-популистом может стать любой! Полбеды еще, если будет это художник: ну, кино снимет, вот и вся печаль. Неважно также, о правой, или левой направленности речь: методы-то у самых разных популистов в основе своей одни и те же. Чтобы заставить их заработать, потребуется совсем немногое: некоторых денег и креативности.

Главное же - побольше нахальства: «людям это нравится»,

как заметил в свое время бессмертный герой Ильфа и Петрова.

И, похоже, был прав. Сентенции и шуточки в стиле Жириновского (но в американских дозах), сыплющиеся с предвыборной трибуны республиканской партии, судя по прессе, давно утомили Соединенные Штаты вдоль и поперек. Но та же пресса неустанно знакомит нас со статистикой, которая пока что указывает на неоспоримое первенство Дональда Трампа среди прочих кандидатов-республиканцев.

Эксперты, правда, уверяют читателей, что от рейтинговых цифр до реальной победы в выборах - длинная дорога; что президентом США едва ли станет человек, который не только отчаянно врет, но и постыдно завирается.

Однако факта успеха Трампа никто не отрицает.

С техническими последствиями этого успеха многие склонны связывать недавний скандал в лондонском аэропорту Gattwick: вполне благонамеренное британскоподданное мусульманское семейство - двух взрослых и девятерых детей, желавших посетить рождественский Лас-Вегас, - не допустила к посадке американская секьюрити. Без объявления причины.

Пока же идет неспешная переписка по данному поводу на высоком уровне, возмущенная британская общественность оперативно собирает подписи о нежелательности персоны Дональда Трампа в Соединенном Королевстве. По британским законам минимальная для рассмотрения в Парламенте квота «гласа народа» - 100.000 подписей. В канун Рождества подписей было уже 564.764. Парламентское рассмотрение назначено на 10 января.

Не следует, однако, думать, что сами британцы не подвержены искусу популистской дешевки. Если бы!.. 12 сентября 2015 года лидером тамошней лейборитстской партии стал верный «друг народа», популист Джереми Корбин, известный как ультралевыми и антиамериканскими воззрениями, так и впечатляющим невежеством в вопросах, связанных с континентальной Европой. В частности, с восточной ее частью.

Правые же популисты Франции во главе с мадам Ле Пэн начали на глазах стремительно леветь, лучше поздно, чем никогда обнаружив, что в стране с такими традициями, как у них, из одних лишь националистических лозунгов успешной предвыборной кампании не слепишь. Слишком уж привыкли французы к государству-опекуну. Соответственно, в начале привычного лозунга: «Франция для французов» появилось определение: «социальная».

А чем дальше на восток, тем мода на популизм всё повальнее.

Если мадам Ле Пэн «социальную Францию для французов» видит пока лишь во сне, то «социальная Словакия для словаков» давно уже существует. Популизм прочно укоренился в Чехии, а венгерский «нелиберальный демократ» Орбан, хотя, строго говоря, и не популист вовсе, однакоже популистскими технологиями охотно пользуется.

В Австрии во второй половине года заметно активизировалась популистская «партия свободы»(FPOe), почти забытая после скандальной гибели ее харизматического лидера Йорга Хайдера в 2008 году. Но, так или иначе, не были забыты его ещё более скандальные высказывания. Вроде того, что в III Рейхе с безработицей никаких проблем не было.

Дальше риторики Хайдер не шел, но уж только за неё в начале века австрийскому правительству пришлось заплатить недолгим периодом политического остракизма, объявленного ему остальными 14-ю правительствами стран тогдашнего Евросоюза.

Опыт сравнительно мягкого бойкота Австрии был позднее учтен при выработке Конституции ЕС. Её 7-я статья предполагает временное лишение права голоса государства-члена, если таковое проводит политику, несовместимую с основными принципами Евроконституции.

Прецедентов пока не было. Хотя уже не исключено, что таковой создаст новое польское правительство, в настоящий момент с упорством маньяка ломающее конституцию Польской республики. Конечно же, исключительно во благо своего народа.

Народ же, еще вчера желавший верить, что завтра проснется чуть ли не в социальном раю скандинавского образца - только без иммигрантов, - сегодня

все больше склоняется к мысли, что его довольно примитивным способом надули.

Неужели?

Поляки, голосовавшие за правящую ныне партию, а чуть раньше - за нового президента, сегодня выходят на демонстрации протеста в столице и провинции. А также в Брюсселе, Париже и Лондоне. Началась дискуссия о необходимости созыва референдума, позволившего бы сократить каденцию PiS. И, вполне возможно, президента Анджея Дуды.

«Польша Качиньского - это сезонная паталогия», - прокомментировал происходящее варшавской «Газете Выборчей» известный в стране политолог Януш Левандовски.

Но ведь как удачно был выбран сезон!

Что войдет в политическую моду в следующем сезоне? Что бы ни вошло, следует помнить:

мода на популизм имеет обыкновение возвращаться.

Никакая демократия не может запретить одним публично вещать о грушах на вербах и тому подобных чудесах, а другим во все это верить. Очень уж хочется порой народным массам завтра проснуться в раю.

Бесспорно, они в нем проснутся - если, конечно, помогут любимой партии выиграть.

Нет, правда, гарантии, что рай тот придется им по душе.
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх