В Австрии во второй половине года заметно активизировалась популистская «партия свободы»(FPOe), почти забытая после скандальной гибели ее харизматического лидера Йорга Хайдера в 2008 году. Но, так или иначе, не были забыты его ещё более скандальные высказывания. Вроде того, что в III Рейхе с безработицей никаких проблем не было.
Дальше риторики Хайдер не шел, но уж только за неё в начале века австрийскому правительству пришлось заплатить недолгим периодом политического остракизма, объявленного ему остальными 14-ю правительствами стран тогдашнего Евросоюза.
Опыт сравнительно мягкого бойкота Австрии был позднее учтен при выработке Конституции ЕС. Её 7-я статья предполагает временное лишение права голоса государства-члена, если таковое проводит политику, несовместимую с основными принципами Евроконституции.
Прецедентов пока не было. Хотя уже не исключено, что таковой создаст новое польское правительство, в настоящий момент с упорством маньяка ломающее конституцию Польской республики. Конечно же, исключительно во благо своего народа.
Народ же, еще вчера желавший верить, что завтра проснется чуть ли не в социальном раю скандинавского образца - только без иммигрантов, - сегодня
все больше склоняется к мысли, что его довольно примитивным способом надули.
Поляки, голосовавшие за правящую ныне партию, а чуть раньше - за нового президента, сегодня выходят на демонстрации протеста в столице и провинции. А также в Брюсселе, Париже и Лондоне. Началась дискуссия о необходимости созыва референдума, позволившего бы сократить каденцию PiS. И, вполне возможно, президента Анджея Дуды.
«Польша Качиньского - это сезонная паталогия», - прокомментировал происходящее варшавской «Газете Выборчей» известный в стране политолог Януш Левандовски.
Но ведь как удачно был выбран сезон!
Что войдет в политическую моду в следующем сезоне? Что бы ни вошло, следует помнить:
мода на популизм имеет обыкновение возвращаться.
Никакая демократия не может запретить одним публично вещать о грушах на вербах и тому подобных чудесах, а другим во все это верить. Очень уж хочется порой народным массам завтра проснуться в раю.
Бесспорно, они в нем проснутся - если, конечно, помогут любимой партии выиграть.
Нет, правда, гарантии, что рай тот придется им по душе.