Редактор дня:
Andrejs Timofejevs

Почему латыши – гулливеры, а латгальцы – лилипуты? (60)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Режиссер Янис Стрейч считает, что главный язык – именно латгальский, а латышский – его литературный вариант.

Мэтр латвийского кинематографа и живописец Янис Стрейч в среду, 15 января, встретился с даугавпилчанами. Встреча прошла в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее, где с ноября прошлого года проходит персональная выставка Я. Стрейча «До осени еще далеко».

Известно, что в последнее время знаменитый режиссер больше не снимает фильмы. Он попрощался с киноискусством, которое не находит поддержки государства и которое в Латвии, по словам мэтра, возможно лишь как полное самопожертвование или как забава. Говоря о кино, Янис Стрейч заметил, что интересно развивается кинематограф в России, но хорошие российские фильмы нам не показывают, экраны забиты серыми сериалами.

Об американских фильмах режиссер отозвался скептически. По его мнению, эти ленты держатся лишь на спецэффектах, и посетовал, что латвийский фильм «Гольфстрим под айсбергом» (режиссер Евгений Пашкевич), недавно представлявший страну в конкурсе на соискание премии киноакадемии «Оскар», тоже сделан по американским канонам.

Главной темой разговора в музее была Латгалия. Я. Стрейч даже перешел на латгальский язык, но затем вернулся на латышский, чтобы его все понимали. Латгальский язык – предмет гордости, так считает режиссер. И поясняет: «Главный язык – именно латгальский, а латышский – его литературный вариант.

В Латгалии всегда не хватало денег, в других частях Латвии их было больше. Будь мы богаче, неизвестно, на каком бы языке все сейчас говорили…». Я. Стрейч убежден: в Латгалии надо изучать латгальский язык в школах, гордиться им и бережно хранить, не засоряя русицизмами. «Тут надо определиться – куда мы идем. Если в сторону Витебска, то все ясно, если же в Европу, то латгальский язык надо чистить и беречь», - сказал режиссер.

Стрейч рассказал, что уже более 50 лет живет в Риге, и его там считают главным латгальцем. Вообще сейчас в столице появилась своеобразная мода на наш регион, латыши ищут свои латгальские корни и очень часто находят. «Я очень хочу дожить до того времени, когда Латгалия перестанет быть пасынком, когда латыши не будут считать себя гулливерами, а латгальцев – лилипутами.

Здесь есть достойная жизнь, здесь мирно сосуществуют разные конфессии, нет конфликтов и кровопролития. У вас хорошо», - заключил гость Даугавпилса, которого как-то продюсер и основатель компании LNT Андрейс Экис назвал «кодом Латвии».

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх