31 октября произошла крупнейшая в истории российской авиации катастрофа: в горах Синайского полуострова разбился Airbus A321 «Когалымавиа». 224 человека погибли. Сотни семей потеряли близких. Психологи рассказывают, как пережить страшное горе.
«Не пытайтесь утешать» — психологи о том, как справиться с трагедией
Как помочь тем, кто потерял близких?
Александр Колмановский, психолог, работающий с пострадавшими от теракта в Беслане с 2004 года, рассказал, как люди переживают подобные несчастья и как можно облегчить их страдания.
«Состояние людей, потерявших своих родных в авиакатастрофе, в ближайшие недели будет ухудшаться. На смену шоковому состоянию постепенно придет понимание реальности и необратимости произошедшего. — объясняет психолог. — Не нужно пытаться формально, поверхностно утешить людей. Важно понять, какие содержательные меры помогут уменьшить остроту травмы и, по возможности, ускорить процесс заживления душевной раны».
Рекомендация 1. Структурировать время
Распланировать дела так, чтобы человек как можно меньше оставался предоставленным самому себе. Это не значит, что его нужно занимать чем-то каждые 10 минут. Но важно создать как можно более подробное и четкое расписание: в 10.00, например, делает какой-то звонок, в 13.00 идет в магазин, в 16.00 ложится вздремнуть, а в 20.00 садится ужинать. Таких реперных точек должно быть как можно больше, и они должны быть максимально регулярными. Эта регулярность стабилизирует и тонизирует психику.
Рекомендация 2. Разделить с пострадавшим его чувства
Тем, кто переживает потерю, важно делиться своей болью, выговариваться, признаться в том, как им страшно, больно.
Важно не просто автоматически слушать и поддакивать, а проникаться их воспоминаниями, помогать развивать эти воспоминания:
«О чем был ваш последний разговор? Как именно вы говорили? А что он? А что ты?». Горюющие начинают вспоминать, отвлекаться, от этого им становится хоть ненадолго, но легче, а тут любое просветление ценно.
Чего делать не нужно? Не говорите никаких банальных утешений. «Время все вылечит», «что ты так убиваешься?», «возьми себя в руки» — эти фразы только обостряют переживания и боль. Человек в этих словах не слышит поддержки, а чувствует, будто от него отмахиваются.
Рекомендация 3. Позаботиться о детях
В этой авиакатастрофе погибли 17 детей. Но в некоторых семьях остались еще дети. Они могут получить так называемую вторичную травму. Потому что они видят: взрослые полностью увлечены своим горем. Очень важно, чтобы эти дети не чувствовали себя забытыми, покинутыми. Взрослым важно хотя бы иногда говорить ребенку: «Какое счастье, что ты у меня есть», говорить о любви и о том, как он дорог.
Необязательно напускать на себя искусственный оптимизм. Можно и не скрывать горя, но уделить внимание ребенку.
Если вы рядом, напомните горюющим об этом.
Рекомендация 4. Подумать о жизни
Такой удар любого человека сбивает с ног. Но больше подвержены подобным травмам люди, наименее реализованные в жизни. Поэтому в ближайшие недели после печальных известий полезно попробовать оценить свою жизнь с высоты птичьего полета: чем я вообще занимаюсь? Насколько эта деятельность действительно моя?
Тут надо сказать, что в любой деятельности есть два мотива: самореализация и самоутверждение. Первое — это то, чем для человека заниматься наиболее естественно. То, что он делал бы даже бесплатно, потому что это нравится. Второе — все остальные занятия — карьерный рост, способ заявить о себе и так далее.
Помогите тому, кто переживает трагедию, сосредоточиться на своей жизни. Чем более реализован он будет, тем менее болезненно переживет трагедию и быстрее оправится от нее.
Как не впасть в панику самому?
Вести об авиакатастрофе вызвали страх: люди начали массово сдавать путевки, опасаясь, что и с ними случится несчастье. Как успокоиться, перестать тревожиться и вернуть доверие авиаперевозчикам?
Марк Сандомирский, психотерапевт, рассказывает: «Мой опыт работы с людьми, потерявшими близких в авиакатастрофе, начался в 2002 году, после крушения Ту-154 над Боденским озером. Это длительное сопровождение реакции горя, которая рискует стать хронической: родители, потерявшие детей... Дети, потерявшие родителей... Однако
в наше время количество людей, косвенно пострадавших в результате подобных трагедий, потерявших покой и сон, в тысячи раз превышает число переживающих реальную потерю.
Виноваты в этом противоречия современной информационной среды, усиливающие деструктивное влияние негативной информации. Любое чрезвычайное происшествие благодаря медиарезонансу вызывает страх и тревогу у мнительных людей, которые особенно остро переживают подобные новости. ЧП не затрагивает таких людей лично, но делает их жертвами собственных эмоций, поскольку становится возможностью для того, чтобы выплеснуть напряжение, накопленное по разным поводам».
По мнению специалиста, есть рациональное объяснение: авиакатастрофы такого масштаба статистически происходят крайне редко. Так что наступление еще одного подобного события с точки зрения теории вероятности крайне маловероятно. Но
встревоженные люди, у которых снижена критика, оказываются заложниками эмоционального мышления, не могут принять логических доводов.
Рациональные объяснения не помогают.
Марк Сандомирский рекомендует тем, у кого авиакатастрофа пробудила тревогу, успокаиваться так:
Соблюдать психологическую гигиену. Найти способы релаксации, которые помогут вам расслабиться — физически и ментально. Используйте привычные приемы или поищите доступные способы в Сети.
Соблюдать информационную гигиену. Меньше обращать внимание на негативную информацию в Сети, меньше читать выпуски новостей с будоражащими воображение подробностями. Заняться решением простых, повседневных вопросов, сосредоточиться на ежедневной рутине. Это поможет выйти из встревоженного «детского» состояния и вернуться в уравновешенное, взрослое.
Как относиться к спорам из-за трагедии в соцсетях?
Катастрофа потрясла даже тех, кто не имеет к ней даже косвенного отношения. Казалось, в прошедшие выходные все Интернет-пользователи разделились на два лагеря. Одни публиковали фото и слова соболезнования и осуждали тех, кто вздумал праздновать Хэллоуин. Другие критиковали скорбящих за то, что те выставляют свои чувства напоказ.
Сколько жестоких слов было сказано друг другу! Странно? «Вовсе нет, — считает психолог Мария Макарова. —
Подобные события невольно заставляют людей встретиться лицом к лицу с одним из самых мощных страхов — страхом перед смертью. И все реагируют на него по-разному.
Одни отрицают, другие горюют о том, что жизнь конечна. Кто-то чувствует необходимость промолчать, а кому-то необходимо высказаться».
Мы все разные, поэтому и нет «правильного», «приличного» способа отреагировать на подобное событие. Просто давайте дадим друг другу право переживать трудные эмоции так, как это кажется необходимым.