Редактор дня:
Andrejs Zacarinnijs

Самоубийственный Vox populi: дурдом нам гарантирован

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: AP/Scanpix

25 октября на выборах в польский Сейм большинство голосов получила правопопулистская партия «Право и Справедливость» (PiS). От души поздравляю всех без исключения граждан Польши. А также Евросоюза. Сумасшедший дом всем нам теперь гарантирован. Но весело в нем не будет.

«Порядочное дерьмо эта демократия!..» - сказал однажды в сердцах Уинстон Черчилль. И тут же добавил: «Но, увы, ничего лучшего человечество пока не изобрело».

Черчиллю же молва часто приписывает и другую крылатую фразу - о том, что каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает. На самом деле она была произнесена несколько раньше - когда карьера будущего последнего премьера Британской империи только начиналась.

Фраза принадлежит первому президенту первой Чехо-Словацкой республики Томашу Масарику.

Дальнейшие события сделали самого Масарика одним из редких исключений из им же метко очерченной закономерности. Для первой Чехо-Словакии (тогда название страны писалось именно так) этот блистательный интеллектуал оказался слишком хорош. Из чего никак не следует, что чехи и словаки были такой уж неотесаной деревенщиной.

Напротив, они очень ценили творца своего государства, чьи каденции длились до 1935 года, когда 85-летний президент попросил парламент об отставаке. После чего народ сделал свой выбор. Он пал на Эдварда Бенеша, податливого и трусоватого мещанина с не слишком широким кругозором и дежурной фигой в кармане, которой ни Гитлер, ни Сталин, ясное дело, даже не заметили.

Похожий сценарий повторился во 2-й Чехословакии. Пропасть отделяет покойного Вацлава Хавела от нынешних глав чешского и словацкого государств - Милоша Земана и Роберта Фицо. Зато для среднестатистического чеха и словака эти парни самое то. Послушаешь хоть разок - что одного лидера, что другого, - вмиг скумекаешь: президентом может стать любой. Хоть мой сосед, хоть я сам. Вот она, победа подлинной демократии! Во всей своей неизъяснимой сладости.

На сей раз пришла очередь поляков - и что же мы видим?.. Ох, лучше бы не видеть.

Первый тревожный сигнал прозвучал уже на весенних президентских выборах, когда «банк сорвал» Анджей Дуда - убедительный образец карьериста новой формации с популистским душком. Тогда оценки всех здравомыслящих польских аналитиков можно было без особых усилий уложить в единственной фразе: «Это еще цветочки!»

И ведь нельзя сказать, что никто не предупреждал о «ягодках». Еще как предупреждали.

Политический «бэкграунд» (по-польски красивее - «заплечье») новоизбранного президента - ни для кого не секрет. Хорошо известны и личности, стоявшие за его спиной. Теперь же произойдет легитимная для парламентской республики рокировка, и президент займет почетное место за спинами его выдвинувшей, а ныне дорвавшейся до власти PiS c бессменным Качиньским во главе.

До власти фактически единоличной, обеспеченной большинством мандатов в Сейме.

День 25 октября 2015 года войдет в историю Европы. В этот день кончился второй Золотой Век Польши. Первый страна переживала в XVI веке.

Я не преувеличиваю, говоря об истории всего Старого континента. Случившееся 25 октября - скверная новость для Европы. Хоть и не первая такого рода. Но то, что подобная дичь, скорее ожидаемая в бедных странах с сильно коррумпированной властью, могла стрястись в одном из ниболее успешных европейских обществ, и, в частности, в стране-локомотиве евроинтеграции всего посткоммунистического мира, - делает новость скверной втройне.

Откуда же поднялась мутная волна, вынесшая на своем гребне Качиньского и компанию? Есть достаточно поводов думать, что повсеместно растущая мода на популистскую дешевку - скорее «made in EU», чем «produkt polski».

Не будет лишним прислушаться к диагнозу Ивана Крастева - признанной Кассандры европейской политологии наших дней. В превосходном тексте «Как избежать дезинтеграции Европы» он пишет: «Новая развивающаяся тенденция - бунт против элит. Считаю этот бунт самым серьезным вызовом Европе сегодня... Позитивная программа пожеланий бунтующих неясна. Зато, в любом случае, ясно другое: старания удержать статус-кво лишь еще больше бунтующих обозлит. Результаты видны на примере многих недавних европейских выборах...»

Журнал NEW EASTERN EUROPE напечатал эту статью в сентябре, а в середине октября, повстречав Крастева, я поинтересовался его прогнозом развития событий в случае победы PiS. В частности, насколько вероятен их «венгерский сценарий». Которым Качиньски грозил полякам еще в 2011-м.

- Думаю, так ужасно, как в Венгрии, в Польше вряд ли станет. Иной размер оппозиции, иной темперамент у народа. Иного масштаба и амбиции. Успев уже привыкнуть к тому, что их страна стала влиятельной силой в Европе, поляки вряд ли согласятся на роль ее новой «черной овцы». Они просто не стерпят подобного. Все это хорошо понимает пан Качиньски, поэтому непохоже, что будет делать какие-либо резкие движения во внешней политике. Кроме, конечно, позиции по вопросу об иммиграции. В чем, впрочем, он далеко не одинок.

Но внутри страны ничего хорошего, понятно, ждать не придется. Хуже всего, что публика, тут и там отдающая предпочтение отрицающим успех «европроекта» популистам, сама далеко не всегда настроена антиевропейски.

Ее беда в том, что она относятся к ЕС как к чему-то, само собой разумеющемуся.

Вроде страхового полиса, купив который, можно хоть на голове стоять: мягкое приземление в любом случае обеспечено. Эти люди едва ли представляют, насколько опасно их заблуждение. В том числе для них самих...

Внимательно перечитав после той беседы текст Крастева о бунте против элит, я вдруг заметил поразительное сходство в мотивациях среднестатистического, не особо размышляющего восточноевропейца сегодня и ... в 2004 году.

Хотя, на первый взгляд, тогдашние его устремления были совсем иными.

Так уж устроен «маленький человек», что в своих желаниях он часто отталкивается от «негатива». Иными словами, не вполне представляя, чего именно хочет, он хорошо знает, чего не хочет. Далеко не всегда осознавая суть «европроекта», в 2004 году восточноевропейцы массово сказали «да» Евросоюзу, видя в этом прежде всего гарантию своего перехода - чуть ли не навеки - в иное геополитическое пространство.

Рост материального благосостояния и прочие подобные материи при этом вроде как прилагались в том же «едином европакете», и оттого важность имели второстепенную.

Очень показательный образец тогдашнего vox populi напечатала литовская RESPUBLIKA в канун судьбоносного референдума в огромной - чуть ли не на две полосы - передовой статье. Безвестный аграрий из глубинки, не рассусоливая, вывалил все, что на душе имел, в трех коротких фразах: «О ЕС я знаю немного. Но понимаю, что, чем ближе мы к Западу, тем дальше от Москвы.

Уж только поэтому я с радостью скажу «да» Европе!»

Статья так и называлась: «Почему мы должны сказать ДА». Смею, однако, утверждать, что отправные точки народной мотивации чутче уловила латвийская DIENA, чья аналогичная передовица вышла под заголовком: «Почему мы не должны говорить НЕТ».

Минуло 11 с половиной лет. К членству в «клубе» восточноевропейцы привыкли. Привыкли к денежкам из Структурных фондов, к многочисленным программам всех возможных поддержек; привыкли к «Эразмусу», к возможности свободного передвижения и расселения по всему пространству ЕС, и так далее, и прочая.

Обожравшись сочными желудями до помрачения рассудка,

разрезвившиеся хрюшки с утроенным знтузиазмом принялись подкапывать корни дуба все глубже и глубже.

За восемь лет правления впавшей в народную немилость Гражданской Платформы (РО) прирост польской экономики составил неслыханные даже для «старого» ЕС 23,8%. Единственной страной, которой не коснулся общеевропейский кризис 2008 года, была опять-таки Польша.

Впечатляющие цифры и факты можно еще долго перечислять. Что и делала несколько последних месяцев с упорством, достойным лучшего применения, проигравшая РО. Совершенно не понимая, что массам слушать про это вовсе неинтересно. Что совсем иного ждут они от своих возможных избранников.

Народ желает слов любви. Клятв верности. И побольше фантастических обещаний - не беда, что зачастую несбыточных.

Народ любит ушами. Вроде девы юной.

Выезжая из нового гаража на недавно поменяном авто, и катя по свеженькому автобану с еще не просохшей разметкой, польский простолюдин Ковальский с замиранием сердца внимает очередным заверениям Ярослава Качиньского в том, как быстро и легко вытащит он его, беднягу, из кромешной нищеты, свирепствующей в «лежащей в руинах Польше». Глаз у растроганного пана Ковальского будто бы и нету - одни уши. Любопытно, каким образом умудряется он управлять автомобилем? И каким чудом вообще получил водительские права?

Слушая предвыборные посулы Анджея Дуды, оцененные экономистами в 50 млрд. евро, пан Ковальский как-то не задается вопросом, откуда возьмутся такие деньги в «лежащей в руинах» стране.

Ау, пан Ковальски! Как там у пана со здравым смыслом?

Где, например, найдут обещанные народу ежемесячные субидии в 500 PLN (120 евро) на каждого ребенка в каждой семье - при том, что госдоходы явно подсократятся в связи со снижением пенсионного возраста? О, у PiS уже готов гениальный план, о котором партия радостно раззвонила на всех углах: обложим коммерческие банки дополнительным налогом! Пусть банкиры раскошеливаются.

За предупреждение банкиры искренне благодарны: будет хотя бы время подготовиться.

То, что они непременно «размажут» неожиданное отягощение по собственным клиентам, ясно и ежу. А до пана Ковальского, у которого, между прочим, тоже банковский счет имеется, похоже, не доходит.

Неужели польский народ так непроходимо глуп? Ведь его история - в частности, новейшая - свидетельствует о прямо противоположном.

У поляков другая беда - избыточная эмоциональность. Ярослав Качиньски не то, чтобы на это рассчитывает, - ему и рассчитывать не нужно! Он и сам избыточно эмоционален - только крайне негативно.

К тому же - ригористичен, нетерпим и злопамятен.

А в окружающем мире видит прежде всего большой антипольский заговор. Всех подряд: немцев, русских, мусульман, сексменьшинств, Еврсоюза, либералов, и конечно же... гм, слишком деликатная тема - осбенно, учитывая не вполне католическое происхождение Первой дамы РП, пани Дуды... но каждый истинный патриот поймет и без слов.

«Экономика для него - вопрос второстепенный. Это гонит вперед власть, и особенно желание властвовать над душами», - сказал памятным вечером 25 ноября за Круглым столом newsweek.pl Михал Кжимовски, автор изданной в этом году далеко не панегирической биографии Качиньского.

Хорошенькая комбинация, не правда ли? Что ждет Польшу?.. В лучшем случае - новая революция. Но даже если ей и суждено произойти (на что будем уповать), то случится это, когда до масс, наконец, дойдет, что такого правительства не заслуживают даже они. То есть, через некоторое время.

Репрессии же начнутся уже завтра.

Будем надеяться, журналистов не станут убивать, как в путинской России, или лупить палками и камнями, как в эрдогановской Турции. Но то, что из офисов неугодных теперь изданий не будут вылезать чиновники фискальных служб - факт. Как и то, что для начала будут разогнаны редакции ведущих телеканалов. Вроде последовательно проевропейского и антиPiSовского TVP Info.

О чем телезрителей уже оповестили. Выступая 11 октября на маргинальном телеканале TRWAM, вицепрезидент PiS Мачей Каминьски заявил, не вдаваясь в подробности: «Публичное телевидение должно претерпеть изменения».

Но журналисты - не банкиры, им отступать некуда, и их борьба будет продолжаться. Иное дело, что уже к концу сентября в польском среднем классе проявились явные симптомы паники.

Если, например, некоторые зарубежные концерны, чьим польским филиалам теперь угрожает «правильное и справедливое» налогообложение, от таковых откажутся, на улице окажутся тысячи квалифицированных специалистов, в большинстве отягощенных ипотечными кредитами. Кто о них позаботится? Может быть, прикидывающаяся архисоциальным государством мстительная плебейская диктатура?

Некоторые известные в стране люди творческого труда, не зависящие от единственного работодателя, еще несколько месяцев назад публично заявили о своем намерении эмигрировать, если к власти придет PiS. Как их не понять: жить в таком государстве станет попросту физически тошно.

Польские элиты - и культурная, и политическая - имеют несколько веков опыта руководства из-за границы оппозиционным движением на родине. Никому, правда, и в страшном сне не могло присниться, что навыки эти пригодятся в XXI веке. Но, если такая необходимость вернется, - они не забыты. К тому же и коммуникационные средства - совсем иные, и границы - не на замке...

Пусть меня обвинят в отсутствии политкорректности (на которую я никогда и не претендовал), но в непридуманной мною реальности сколь бы многочислен ни был «миддл-класс» в той или иной стране - особенно, в большой, -

«быдл-класс» там всегда будет обширнее.

И именно он «делает кассу» на всех выборах. Такова негативная сторона демократии. Фокус, стало быть, в том, какая именно политическая партия будет держать эту публику «на коротком поводке».

Это во все времена хорошо понимали американские и британские элиты, до сих пор ни на минуту не забывающие о существовании помянутой части электората. О ней, как мы видим, начисто успели позабыть самонадеянные, бюрократизированные и потерявшие связь с реальностью элиты континентальные.

В том числе - и едва ли не в первую очередь - элита брюссельская. За что теперь и выставлен вполне угрожающий счет. Нам всем. В том числе и тем, кто оказался в здравомыслящем меньшинстве, явно не желавшем, да и не заслуживающем таких правительств.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх