На приближающуюся парламентскую избирательную кампанию в Латвии может оказать серьезное влияние «фактор Судрабы». Однако для этого необходимо, чтобы до сих пор молчавшая о своих политических планах экс-госконтролер Ингуна Судраба уже сейчас определилась относительно своего участия в выборах следующего года, иначе будет поздно, убеждены эксперты.
Пан или пропал: как Судраба распорядится своим политическим капиталом? (2)
По результатам опроса общественного мнения агентства LETA в 2012 году Ингуна Судраба являлась самой популярной личностью в стране по уровню доверия населения, а в СМИ её окрестили как «надежду» латвийской нации. О возможном приходе Судрабы в политику говорится уже на протяжении нескольких лет, но сама бывший госконтролер всячески демонстрирует своё нежелание участвовать в политике, которую она называет не иначе как «мясорубкой». Однако в политической среде определенно есть спрос на И.Судрабу. В марте 2011 года ее кандидатура обсуждалась даже на пост президента Латвии.
Who is Mrs. Sudraba?
Имидж Ингуны Судрабы во многом сложился благодаря тому, что она в течение нескольких лет возглавляла Госконтроль (2004-2013) и позволяла себе довольно острую критику латвийской политики. «Задача Госконтроля – следить за законностью деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Можно утверждать, что, будучи главой Госконтроля, Ингуна Судраба «наращивала» свою политическую узнаваемость, используя возможности, которые предоставляла ей должность. В том числе, благодаря этому сложился ее имидж, который действительно подпадает под определение «страж порядка», - считает латвийский политолог Данута Дембовская.
Мнение политолога разделяет и профессор Рижского университета им. П.Страдыня Сергей Крук: «На посту госконтролера Судраба создала образ бескомпромиссного борца за порядок в госуправлении. Но, фактически, этот образ функционирует только как «страшилка», поскольку Судраба как контролер затрагивает только видимый верхний слой культуры госуправления, а не делает выводов об институтах и внеинституциональном управлении (например, через неконституционный совет коалиции), кадровой политике, гос.стратегии».
Однако, несмотря на столь перспективный имидж, развитию И.Судрабы в латвийской политике могут помешать ее личные качества, убеждена эксперт Центра общественной политики Providus Ивета Кажока:
«У Инугны Судрабы сложный характер - она довольно требовательна к себе и к другим,
а также достаточно категорична в своих суждениях. В политике компромиссы - нормальное явление, поэтому я не уверена в её способностях удачной деятельности в политике».
Сейчас или никогда
Ингуна Судраба не спешит объявлять о своем участии в выборах, будто игнорируя столь многообещающие стартовые условия для политической карьеры.
В свою очередь, эксперты убеждены - сейчас наступил тот момент, когда И.Судраба, наконец, должна всем ясно сказать о своих планах на ближайшую избирательную кампанию, либо навсегда остаться за пределами политической сцены Латвии.
По мнению Иветы Кажоки, если бы Судраба в данный момент вошла в политику, тогда её партии было бы гарантировано, по крайней мере, 5% голосов избирателей, но реально потенциальных избирателей может быть и больше. «В Латвии нет потенциального политика, лишь имя которого могло бы гарантировать вступление в парламент. Но сейчас Ингуна Судраба больше не госконтролёр и с каждым годом её политический потенциал уменьшается», - считает политик.
«Время начинает играть против нее, - убеждена и Д.Дембовская.
- Завидная невеста может начать восприниматься как «старая дева».
Проблема заключается в том, что пока она не приняла решение, как распорядиться тем капиталом, который заработала». Затянувшееся молчание самого популярного человека в Латвии, действительно, может поставить крест на ее политической карьере, соглашается С.Крук: «Судраба перегорела на скамейке запасных. Она слишком долго играла роль «рояля в кустах», чтобы стать действующим персонажем.
К тому же, в латвийской политике тоже важен административный ресурс, и если человек выпал из обоймы принимающих решения, то вернутся в политику трудно».
Куда потратить политический капитал?
Вопрос о том, пройдут ли ближайшие парламентские выборы с участием Судрабы или без, пока остается открытым. По сути, перед экс-госконтролером касательно парламентской кампании стоит выбор одного из трех путей: создать свою политическую силу, присоединиться к одной из существующих или же вовсе проигнорировать выборы. Эксперты склоняются к тому, что постепенно набирают факторы, которые предопределят развитие ситуации по третьему сценарию.
«Мне неизвестно о том, пытается ли Судраба сейчас создать свою партию, поэтому я не готова смело прогнозировать, будет ли она участвовать в парламентских выборах 2014 года. Скорее нет, чем да, - рассуждает И.Кажока. - Не думаю, что она присоединится к какой-либо парламентской партии. Если бы она присоединялась, то только в том случае, если бы она могла диктовать и контролировать деятельность с велика до малого. Кроме того, ей пришлось бы поверить в то, что в партии у неё есть единомышленники. Это означает, что ей пришлось бы взять под контроль какую-либо из уже существующих внепарламентских партий или же создать свою собственную.
Но я не уверена в том, за год до выборов, есть возможность сделать качественно и соответствующую стандартам самой Судрабы политическую силу».
Помимо цейтнота есть дефицит и других ресурсов для создания Судрабой своего политического проекта, убеждена Д.Дембовская: «Создание и успех новой политической силы зависит от огромного количества факторов: спрос на такую силу в обществе, финансовая поддержка спонсоров, способность сформировать команду и сработаться вместе, деятельность конкурирующих партий. Существующие политические силы переживают кризис, надоели, поэтому теоретически ниша для нового проекта есть, но практически – сказать, будет ли создана такая партия, пока невозможно».
Сергей Крук, в свою очередь, уверен, что на ближайших парламентских выборах политический тип Судрабы, независимо от партийной принадлежности, вообще будет не слишком популярен: «На ход избирательной кампании влияет эффект новизны - Судраба его уже растеряла. Возможно, что на этих выборах после усталости от Домбровскиса и националистов популярен будет шлесеровский тип - оптимистичные проекты, а не бухгалтерская работа по подгонке цифр в балансовых документах».