Первоначальная идея Народного фронта Латвии (НФЛ) о гражданстве для всех провалилась из-за противостояния Гражданских комитетов, которые выступали за строгий вариант. Тем нее менее, в этом вопросе удалось добиться компромисса, - считает бывший председатель Народного фронта Латвии, а ныне депутат Сейма от Партии реформ Ромуалдс Ражукс.
Бывший лидер НФЛ: откуда взялись неграждане (38)
Говоря о том, почему первоначальная идея НФЛ о гражданстве для всех не воплотилась в жизнь и сейчас в Латвии существуют строгие правила натурализации, Ражукас отмечает в интервью газете «Час» что тогда существовало два мнения. «Народный фронт тогда опирался на всех жителей Латвии, без какого-либо деления на граждан и неграждан. Но параллельно с мнением НФЛ уже тогда существовало мнение Гражданских комитетов, которые выступали за строгий вариант гражданства - только для граждан Латвии до 1940 года и их потомков".
Учитывая, что в Народном фронте было много сторонников Гражданских комитетов, во вторую программу НФЛ была внесена компромиссная формулировка: «НФЛ выступает за то, чтобы гражданство получили постоянные жители Латвии, которые продекларируют свое желание получить гражданство Латвии и недвусмысленно связывают свою судьбу с латвийским государством. НФЛ считает, что вопрос о правовом статусе граждан Латвии надо решить только после восстановления государственной независимости».
По мнению бывшего лидера НФЛ, «с развитием демократии угнетаемый латышский народ, численность которого в Латвии снизилась до критических 50 процентов,
начал распрямляться, как пружина, и произошла политическая радикализация общества».
Ражукс согласен, что это оттолкнуло часть нелатышей, тем не менее он не знает можно ли сегодня, спустя столько лет, рассуждать о том, что было бы лучше, а что хуже.
«Лично я считаю, что, наверное, лучше было бы решить вопрос о гражданстве намного либеральнее. Отношение неграждан к латвийскому государству было несравнимо лучше, чем сейчас. Но компромисс нам тогда был необходим. А вот решение об «окнах натурализации» находилось в явном противоречии с программными пунктами НФЛ. Но в 1998 году «окна» были отменены на референдуме, и возможность индивидуально получить гражданство, сдав экзамены, была открыта для всех», - завил Ражукс «Часу».
Однако, Ражукс допускает, что натурализацию нужно было проводить быстрее и эффективнее. Тем не менее, как он считает, «нельзя было отрицать существование Первой Латвийской республики и
веру людей в то, что жизнь в довоенной Латвии была прекрасной и светлой.
Это святое, отрицать это было невозможно«.
По мнению бывшего лидера НФЛ, корни сегодняшней конфронтации кроются в том, что «сотни тысяч людей, которые приехали в Латвию во времена СССР, приехали сюда, потому что их просили приехать - чтобы работать на заводах и фабриках, поднимать экономику, делать что-то хорошее. Но получилось, что все это плохо... Эти люди вроде бы были даже согласны уступить, признать - да, СССР просил нас приехать сюда, и это было неправильно, но сейчас мы готовы работать на благо независимой Латвии. Но диалог прервался...».