Вероятно, самый известный борец с коррупцией и женщина, которая, похоже, неудобна всем - она откровенно сравнивает Сескса с Брежневым, считает, что Ушаков засиделся в Рижской думе, готова уволить генерального прокурора Калнмейерса и не боится усомниться в честности премьера Кучинскиса - представляем интервью с бывшим заместителем начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), а ныне кандидатом в депутаты в 13-й Сейме от Новой консервативной партии Ютой Стрике. В рамках спецпроекта TVNET "Будь босом, прими депутата на работу" представляем основные моменты, прозвучавшие в интервью журналисту TVNET Мартиньшу Даугулису.
"Бригманис - коммунист, Ушаков засиделся, Сескс как Брежнев, а премьер врет". Юта Стрике в гостях у Даугулиса (11)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Интервью как при приеме на работу
Назовите ваши преимущества как кандидата?
Это, конечно, мое юридическое образование, полученное в ЛУ. 20 лет я проработала в правоохранительных органах как оперативный сотрудник, как следователь, 10 лет в KNAB на руководящей должности - получен отличный опыт в понимании того, как устроено госуправление и законодательные процессы.
Но самое главное мое преимущество - весь мой жизненный путь, борьба против олигархов, борьба за справедливость, за продвижение уголовных дел... Я доказала, что я честный человек. Мне даже не надо это говорить, это доказывает весь мой жизненный путь.
Ваши недостатки, которые могут помешать на будущей работе?
Не могу представить... Я поняла, что все проблемы решаемы. Если эти недостатки в себе замечаешь, признаешь - ты знаешь, как устранить эту проблематику.
Насколько у вас долгосрочные планы на работу в Сейме?
В KNAB мы все говорили друг другу - каждый день как последний, и только так можно работать долго. Сделаем сегодня все, что необходимо и чему быть, того не миновать. Я считаю, что выполняемая работа важнее личной карьеры. В KNAB я знала, что в любой момент меня могут уволить. И так было уже с 2003 года.
Фактически каждый второй премьер и правительство пытались от меня избавиться, а я думала, вот за эту недельку, мы возбудим еще то дело, а потом то... Этими же принципами я руковожусь, работая в оппозиции в Рижской думе и идя в Сейм.
Зачем менять оппозицию в Рижской думе на оппозицию в Сейме?
Бывает так, что Рижская дума не выполняет предписания, а это, если что, уголовное нарушение, мы обращаемся в Министерство регионального развития и охраны окружающей среды с просьбой реагировать - и если оно не реагирует, у тебя пропадает легитимное оружие. Мы поняли, что мы там (в РД) мало что сможем изменить, пока не получим власть в государстве.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Самые яркие цитаты Юты Стрике
Об оригинальности программы - почему у конкретной отрасли обозначено конкретное ответственное лицо?
Одна из ценностей консервативной политики - личная ответственность. Чтобы было понятно, кто за что отвечает и с кого спрашивать.
О составе партии - почему в регионах меньше, чем в столице?
Мы очень тщательно отбираем членов своей партии. Мы не берем всех, кто подает заявление. Есть определенная процедура. У нас не было проблем заполнить списки полностью, но мы поставили тех, кем гордимся и за кого можем поручиться головой.
Что это за процедура, чтобы вступить в Новую консервативную партию?
Проверяется вся доступная информация, углубленные рабочие интервью, главная цель наших проверок - у нас ясная консервативная идеология, для нас важно, совпадают ли взгляды человека и его жизненный опыт с нашими ценностями.
Ориентирован ли он на западные ценности, согласен ли он, что латышский язык - единственный государственный и язык обучения.
О политической программе - сколько стоят ваши инициативы?
В нашу программу включен принцип "3 по 500". Для тех, кто не знает, поясню: 500 - это минимальная зарплата, 500 - это необлагаемый минимум, 500 - это необлагаемый минимум для пенсий.
Для этого необходимы дополнительно 250 миллионов евро и при нынешнем росте ВВП этот план выполним. Совет по фискальной дисциплине признал наш план одним из самых выполнимых. Этот принцип "3 по 500" фактически можно исполнить уже с 2019 года.
Мы будем больше думать о людях и меньше о постройках. Потому что повышая зарплаты, украсть нечего, а при постройке наоборот.
Например, эти уродливые инсталляции, знаменитые в народе "Штаны Ленина" (Ļeņina bikses) за 200 тысяч - стоило ли это того?
О смене власти - не давать засиживаться в госаппарате на высоких должностях не больше 10 лет - это как?
Один из самых ярких примеров - это Нил Ушаков, который занимает свою должность уже третий срок подряд. Я его очень хорошо вижу на думских заседаниях. Там всем скучают, к переменам не готовы, мол, так было всегда.
Если вы 10 лет на одной должности, ну насколько вы готовы на революционные изменения, даже если они необходимы?
Напомним, Ушаков - избранное должностное лицо!
Да, это, конечно, нельзя ограничивать. Это желание избирателя. Наше предложение в том, что председатели думы не должны занимать эту должность дольше двух сроков, поэтому я его упоминаю.
Сескс в Лиепае уже превзошел срок Брежнева, мы уже шутим "Родиться и умереть с Сеском!" Они теперь могут соревноваться и с Путиным.
Я не побоюсь сказать, что и Цимдарсу (глава ЦИК), который занимает должность с 90-х уже пора занять другую должность...
Об отборе руководителей на госпосты
В Латвии не берут на высокие должности людей с мнением, там ищут "сереньких", поэтому мы убеждены, что нужны честные конкурсы и ротация в госаппарате.
Я и о себе понимаю, что за 10 лет в KNAB я уже все сделала и с этим багажом я могу идти дальше.
О возможной коалиции - с кем готовы сотрудничать?
Никто не знает, какие партии пройдут. В Новой консервативной партии я уверенна также, как и перед выборами в Думу.
Избиратель становится умнее, он обучается системе плюсов и минусов и трудно предсказать, какие персоналии пройдут. Хочу верить, что засидевшиеся с коммунистическим прошлым, например, Бригманис, не попадут, и это имеет значение.
Мы категорически не будем сотрудничать с прокремлевскими, антигосударственными силами - "Согласие", партия Жданок - с ними точно нет, это не обсуждается.
С остальными - зависит от персоналий.
О наезде на Мариса Кучинскиса, который якобы рассказал Клявиньшу о готовящейся проверке...
Я хочу, чтобы все поняли, насколько это опасно. Если инвесторы увидят, что премьер врет, генеральный прокурор врет, это все можно увидеть с экранов... Если премьер использует информацию правоохранительных органов для своих политических интересов, то к таким людям не придет западный инвестор.
Это же очень важно, по этому поводу немедленно должен быть уголовный процесс.
Общество должно видеть все, что там происходить и тогда решать, нужен ли ему такой политик как Кучинскис и такой прокурор как Калнмейерс?
Тут не так важно дело с чеками и бензином Клявиньша, сколько то, что пока Кучинскис премьер, а Страуме - руководитель KNAB, ни один член СЗК не может быть задержан. То есть преследовать будут только оппозицию.
Почему Генпрокуратура закрывает все громкие дела?
Дело олигархов, дело Магониса, дело очень богатого Вашкевича - ничего же не происходит... Работа прокуратуры направлена на статистику, отчетность о мелких преступлениях... и мы хотим информировать общество о том, что знаем сами.
Вопрос читателя - кого вы посадите первым?
Чем выше должность, тем деятельность опаснее, это называется разворовыванием народа - конечно, олигархи и приближенные всегда будут теми, кто вредят государстсву больше всего.
Понимаете, полиция и KNAB делают начальную работу - задерживают и собирают доказательства. Затем прокуратура выдвигает обвинение и потом только суд может осудить и посадить в тюрьму.
Ни KNAB, ни политик не может этого сделать. Задача политика - обеспечить, чтобы эта тройка работала рука об руку, вне зависимости от политики.
Необходимы честные, умные и смелые люди на ключевых должностях. Без вмешательства Генпрокурора, его желания, если он делает все, чтобы большой вор не попал в тюрьму, ничего не будет. Поэтому мой ответ - сменить Генерального прокурора.
Расскажите уже один раз, что там за история со сменой имени?
(Периодически всплывают слухи о том, что Юта Стрике в прошлой жизни была москвичкой и ее звали Анна Потапова - Прим. ред.).
Мой муж - Майгурс Стрикис, я поменяла фамилию в 1996 году, когда вышла замуж, а Ютой я была от рождения. Меня никто никогда не называл по-другому, за исключением этого анонимного источника.
Откуда тогда эта Анна?
Детство я провела в России, в которой не была с 1987 года, в то время латышские имена и фамилии для них были чужды, и их как-то переиначивали - и в тогда в школьном аттестате придумали, что Юта это Нюта, то есть Анна...