"Первое правило поезда — установить контакт с ближайшими соседями по вагону и подружиться с проводницей". Мы сели в поезд "Москва-Владивосток". Наша последняя поездка под звуки "Ту-ду-ту-ду" в большом путешествии по Транссибирской магистрали. По нашим подсчетам, мы преодолели уже 7 609 километров — это если считать переезды не только на поездах, но и на автобусах и машинах. Впереди — больше трех дней в пути и полное погружение в жизнь и рутину плацкарта.
Как я официально стала латышкой в Иркутске, или Погружаемся в рутину поезда (5)
Виктория:
Итак, поезд "Москва-Владивосток" - наш четвертый и последний поезд в России. Уже темно, на перроне какая-то непривычная активность — куча людей столпилась у одного вагона, они машут руками, из громкоговорителей звучит музыка. "Это наших солдат провожают. Давно такого не было, чтоб целый вагон, и все военные", - объясняет нам проводница.
Проверяет паспорта, вводит наши фамилии в электронный прибор — что-то между мобильным телефоном и аппаратом для проверки э-талонов у контролеров в рижском общественном транспорте.
"Так, Пушкеле… А вы кто у нас?", - строго, но вежливо спрашивает она. "Виктория я", - отвечаю ей.
"Нет, по национальности вы кто у нас?", - с интересом разглядывая мой иностранный паспорт уточняет свой вопрос она. "Из Латвии я". "А, латышка! Ну и хорошо! Проходите". Вот так на станции "Иркутск", в Сибири, более, чем в шести тысячах километрах от Риги, я официально стала латышкой.
Ищем свои места, распихиваем под спальные полки свои портфели. Ну что, привет, плацкарт! Вот снова и мы. Вагон приветливо встретил нас ароматами лапши быстрого приготовления, вяленой колбасы, курицы из пластикового контейнера, и симметрично свисающими с верхних полок ногами наших попутчиков.
Первое правило поезда — установить контакт с ближайшими соседями по вагону и подружиться с проводницей. Здороваемся и перекидываемся парой фраз с нашим соседом из Китая, знакомимся с молодыми людьми из Узбекистана. Все они, так же как и мы, едут во Владивосток.
ГАЛЕРЕЯ: Будни поезда
Я на несколько минут задумываюсь — насколько вообще рациональна такая поездка из Москвы до Владивостока на поезде, в случае, если ты не такой авантюрный путешественник как мы, а едешь через всю Россию по делам? Койка в плацкарте фирменного поезда "Россия", который едет от Москвы до Владивостока стоит около 13 тысяч рублей (примерно 174 евро). В пути — 6 дней. Самолет "Москва-Владивосток" с одной пересадкой — 20 тысяч рублей (около 267 евро). В пути — 11 часов. Получается, эти люди по какой-то причине готовы потратить более пяти суток для того, чтобы сэкономить 7 тысяч рублей (примерно 94 евро).
Для того, чтобы "подружиться" с проводницей, покупаем у нее тапки и минеральную воду. Кстати, в российских поездах до сих пор выдают стаканы и подстаканники — ну такие, которые у многих вызывают ностальгические эмоции.
После отправления поезда проводница приносит свежее постельное белье. Я сплю на верхней полке. Простынь надо заправить под матрац, наволочку натянуть на подушку, затем сверху постелить простыню, на которую кладется что-то между одеялом и пледом. Плевое дело, скажете вы? А теперь добавьте к этому процессу необходимость балансировать, двумя ногами стоя на одной нижней полке, местами отнюдь неравномерное покачивание вагона и острое желание не упасть на попутчиков, которых, судя по всему, забавляют мои неумелые движения и попытки застелить кровать, как минимум, по гостиничным стандартам.
После Байкала и всех наших предыдущих локаций и городов, я, с одной стороны, чувствую заряд энергии от пережитых эмоций, с другой — колоссальную усталость. Кажется, я "вырубилась" еще даже не дотронувшись головой до подушки. Сладко проспала неизвестное количество часов… Правда, мы действительно потерялись во времени и пространстве! Смена часовых поясов, постоянные попытки сравнить местное время с московским и латвийским, незапланированные остановки поезда в неизвестных нам населенных пунктах...
В поезде "Москва-Владивосток", который мчит нас к конечной точке нашего путешествия, свои правила и своя жизнь. Картина за окном тоже меняется. Если в начале нашего пути по Транссибирской магистрали за окном мелькали преимущественно леса и степи, то сейчас пейзаж представляет из себя что-то между замерзшими Кемерскими болотами и горами в Альпах.
О быте плацкартного вагона нашего поезда я расскажу завтра. А пока, пожалуй, займусь самым популярным здесь занятием — вздремну, потом что-нибудь перекушу и снова — вздремну.
Мартиньш:
Рутина в поезде должна быть простой. Зарядил компьютер фильмами, сериалами и всем, что завоевало сердце, полностью вне зависимости от доступа к интернету смотри, что хочешь или читай книги. Поешь, разомни ноги, выпей кофейку и спать. И так несколько дней подряд. К сожалению или на удачу для нас, этот сценарий вообще не работает. Будем честны, никто не хочет читать в Транссибирском экспрессе книги, конспекты и рецензии к фильмам. Поэтому пытаемся поговорить с людьми, забежать на остановке в магазин, посетить вагон-ресторан.
С соседями по путешествию нам повезло и, похоже, все будет хорошо до самого Владивостока. Напротив меня лежит порядочный китаец, над ним - молодой узбек. Вежливые и порядочные люди. Это логично, но интересно, так как чем дальше уезжаем, тем больше азиатской мимики можно заметить. Если в первых поездках в поезде преобладал только русский язык, сейчас можно услышать такой языковой салат, что становится весело.
С самим вагоном нам тоже повезло, мы попали в его новую версию, где у каждого места есть электричество, в удлинителе даже нет смысла. На второй полке у всех встроены два USB-зарядника. Техника практически все время подключена к электричеству, сейчас даже не используем пауэрбанки.
Жизнь в поезде имеет свои порядок и законы. Если нужно что-то взять из большой сумки, все время играешь в конструктор, хотя другие вещи лежат отдельно. Нередко попутчики на мгновение пересаживаются, так как у нас происходит своя перегрузка. Это работает во всех направлениях, но мы делаем это одновременно и в одном помещении, поэтому все относятся с пониманием. Кому-то приходится покидать свою кровать, так как она превращается в два сиденья, и другие тоже желают позавтракать. Когда это сделано, можно снова оборудовать постель и валяться дальше.
С нашим китайским попутчиком пока что поговорить о жизни не удалось, но периодически он просит нас помочь что-нибудь перевести. Он сказал, что путешествовать нелегко, так как здесь редко кто говорит по-английски, а по-русски понимает только отдельные слова. Мы с Викой этакие универсалы. Кто-то удивился, что говорим и по-английски, другие удивлялись, что свободно говорим по-русски. Между собой болтаем по-латышски.
По-прежнему не перестаю удивляться, как хорошо в поезде удается выспаться. Да, полки маленькие, но удобные, и наверное качание поезда помогает уснуть, но мне еще ни разу не приходилось ночью мучиться бессонницей. Конечно, это только пока, еще несколько суток впереди, а самая длинная остановка продлится всего час. В этой поездке размять ноги можно тогда, если остановка длится хотя бы 15 минут, потому что вагон практически полон и курильщиков много - в течение пяти минут эту толпу собрать обратно не получается, а поезду дорога каждая минута. Сегодня была незапланированная техническая пауза, сэкономленные на которой минуты в графике были брутально профуканы за счет следующей же остановки.
Последние сутки в поезде прошли очень спокойно, как пойдут дальше, об этом завтра. Конечно, если будет интернет.
TVNET продолжает путешествие по Транссибирской магистрали. Предыдущие статьи смотри здесь.