Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs

Вот-вот откроют "мешки ЧК". Что мы там увидим? (3)

Бывшее здание КГБ Фото: Edijs Pālens / LETA
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Уже совсем скоро Латвийский национальный архив опубликует документы КГБ, так называемые "мешки ЧК". Портал TVNET провел анализ, что мы там увидим и ждать ли охоты на ведьм? Предлагаем краткий перевод материла наших коллег Čekas maisiem gals vaļā.

Напомним, 4 октября Сейм в окончательном чтении принял закон о публикации документов КГБ в интернете в этом году.

Будут опубликованы агентурные картотеки, картотека учета внештатных оперативных сотрудников и телефонные книжки работников КГБ, содержащие информацию о штатных сотрудниках и имеющиеся в архивах описания Центрального комитета компартии Латвии.

Центру документирования последствий тоталитаризма поручено до 3 декабря передать документы Латвийскому национальному архиву для публикации на его сайте до 31 декабря 2018 года.

С 1 мая 2019 года планируется публикация и других документов КГБ.

"Мешки ЧК" появились в Латвии вместе с оккупацией 17 июня 1940 года и, как отмечает, Музей оккупации, эта репрессивная система несет ответственность за смерть и физические и моральные страдания тысячи граждан Латвии. 

Поколению, рожденному в 90-х, сложно представить, как жило общество, контролируемое ЧК. Надзор осуществляли не только агенты, но и анонимные доносчики. Кто угодно мог написать о подозрительных действиях соседа, коллеги, друга и даже члена семьи. ЧК и вербовал агентов, которые должны были присматривать за конкретными лицами и сообщать о них в КГБ.

КГБ вербовал людей во всех слоях общества - школьников, студентов, рабочих, сотрудников культуры и науки итд.

Фото: Акт о смерти заключенного 

Фото: VDK izpētes komisija

Некоторые культурные деятели Латвии уже признались в сотрудничестве с КГБ, не дожидаясь открытия мешков.

Например, журналист и музыкант Алдис Эрманбрикс, в 1983 году согласился сотрудничать со 2 отделом 5 части КГБ, который следил за творческой интеллигенцией. В то же время причин, почему он согласился, он не раскрыл. 

В конце прошлого года с похожим признанием выступил и поэт Янис Рокпелнис, который отметил, что "никого не предавал" и добавил, что его работой была аналитика.

"Я помогал ЧК анализировать настроение интеллигенции", - объяснился он. 

Фото: Протокол заседания Верховного суда ЛССР 

Фото: VDK izpētes komisija

Историк и руководитель научной комиссии по исследованию материалов КГБ Карлис Кангерис сказал, что после открытия "мешков ЧК" не стоит ждать охоты на ведьм. Он отмечает, что из тысячи имен в картотеке лишь малая часть будет узнаваема в обществе.

"Мы ознакомились с содержанием картотеки, в которой тысячи имен. Для большей части общества эти имена ни о чем не скажут. Есть 4300 имен и лишь небольшое количество из них, около 300, имена людей, известных в обществе", - признал Кангерис. 

Стоит также отметить, что в начале 90-х 20 века часть "мешков ЧК" увезли в Россию, поэтому нельзя утверждать, что мы узнаем полный перечень агентов ЧК, работавших в Латвии.

Часть историков предполагают, что некоторые чекисты позаботились о том, чтобы их имена не были раскрыты, и на самом деле будут обнародованы лишь "маленькие агенты". 

Что мы увидим после открытия мешков?

Кангерис говорит, что мы узнаем имя агента, фамилию, отчество, псевдоним, отдел, в котором он был завербован, и место, в котором работал.

Будут опубликованы все имена агентов, которые были в последнем отчете КГБ. По словам Кангериса, карточка первого агента зарегистрирована в 1953 году, а последняя в августе 1991 года. При этом есть агенты, имена которых не известны, а известны лишь позывные.

О том, что будет после открытия мешков, эксперт сказал, что есть два пути:

"Первый - когда сообщается, что имя человека в "мешках ЧК", он может обратиться в суд и попросить доказать факт сотрудничества с КГБ. (Прим. ред. - в период с 3 июня 1994 года по 19 декабря 2015 года в судах первой инстанции было рассмотрено 298 дел о констатировании факта сотрудничества с КГБ)

В большинстве случаев суд постановляет, что факт сотрудничества нельзя доказать, и человек "чист".

Второй путь - признаться. Было бы хорошо, чтобы люди признались и рассказали бы свою историю", - сказал историк.

Президент Латвии Раймонд Вейонис также подчеркнул, что публикуемая в этом году информация будет неполной, и обнародованные имена сами по себе ничего не скажут о сделанном конкретным человеком.

"Прежде чем спешить с выводами, важно дождаться и ознакомиться с дополнительной информацией. Поспешно делая выводы, мы рискуем создать ошибочное понимание истории", - сказал президент.

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх