Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs

Вайдере о выборах в Европарламент: острая борьба, не готовые работать "крикуны" и методы ЧК (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Депутат Европарламента Инесе Вайдере
Депутат Европарламента Инесе Вайдере Фото: LETA

На выборах в Европарламент, которые состоятся в конце весны этого года, в Латвии ожидается очень острая борьба как между партиями, так и внутри них, потому что много сильных людей не прошло в Сейм и захочет участвовать в борьбе за места в Европарламенте. Об этом заявила в интервью агентству ЛЕТА депутат Европарламента Инесе Вайдере ("Новое Единство" — Европейская народная партия). 

Политик опасается, что после выборов в Европарламент попадет много "крикунов", которые только говорят, что все плохо, но не настроены на конструктивную работу. Также Вайдере беспокоят потенциальные действия России, потому что она непременно попытается вмешаться в предстоящие выборы Европарламента, чтобы туда прошли представители левых и ультраправых партий.

- Насколько важны с позиций будущего ЕС предстоящие выборы в Европарламент?

- Выборы будут важны как для Латвии, так и для остальной Европы. События последних лет драматичным образом показали, насколько важно государствам держаться вместе и поддерживать друг друга. Было достаточно много серьезных моментов — "Brexit", итальянский кризис и в недавнем прошлом греческий кризис. Нелегко пришлось и другим странам, в том числе Латвии, однако благодаря ЕС мы получили поддержку.

Вопрос в том, будут ли избраны на выборах такие политические силы, которые умеют конструктивно сотрудничать, работать на результат и которые доказали, что могут двигать ЕС вперед, либо будут избраны популисты, которые будут кричать, что все плохо, не зная решений.

Выборы важны и в контексте бюджета ЕС. Бюджет ЕС невелик, но он важен для решения некоторых общих вопросов. Эти выборы существенны, потому что они определят, как мы будем жить следующие пять лет.

- Каковы будут важнейшие задачи следующего Европарламента? Увеличится ли число "крикунов", осложняющих работу парламента?

- Я думаю, что это реальная возможность. Люди порой не оценивают, насколько хорошо в целом в ЕС мы живем. Ясно, что в Латвии большое неравенство — есть люди, которые живут очень хорошо, и те, кто живет нехорошо. Если сравнивать с миром в целом, в ЕС очень высокий уровень жизни.

Даже самый бедный человек в Латвии состоятелен по сравнению с жителями Африки и Юго-Восточной Азии.

Во Франции также беспорядки, люди выходят на улицы. Способ, которым предполагается решать эти проблемы, может разрушить многое из того, что создано. Надо думать конструктивнее и думать о том, как решения Европарламента отразятся через десять лет. У меня потенциальный созыв Европарламента вызывает опасения в том, что политики начнут лишь кричать, что все плохо, и говорить нереальные вещи. Это угроза, которая может помешать конструктивной работе Европарламента.

- Достаточно ли хорошо принятые Европарламентом решения разъясняются общественности стран ЕС?

- Над этим нужно работать больше. Иногда способ, которым специалисты по общественным отношениям обращаются к людям, не кажется мне ни понятным, ни привлекательным. Насколько я могу, я встречаюсь с людьми в Латвии, говорю о своей работе, и люди потом очень быстро меняют мнение о том, насколько важно то, что делается в Европарламенте. Это то направление работы, которое до сих пор не удавалось на достаточно хорошем уровне. Возможно, именно комиссары слишком оторваны от народа и говорят на непонятном языке.

Иногда и я не понимаю этот язык. Слишком большая бюрократия — одна из угроз ЕС, она возмущает людей. Бюрократический слой в ЕС слишком хорошо обеспечен. Я знаю, что иногда депутатам трудно что-то менять, потому что бюрократия очень хорошо себя обеспечила. Депутаты каждые пять лет меняются, а новых депутатов легко можно дезориентировать. Нужно намного больше работать над уменьшением бюрократии и над связью с людьми, реально объясняя, что делает Европарламент. Четыре пятых принятых в Сейме решений — те решения, которые приняты в Европарламенте. Слишком большие политкорректность и соблюдение законов приводят к игнорированию прав множества людей.

- Есть ли какие-то признаки, свидетельствующие, что активность избирателей на выборах в Европарламент может быть выше, чем ранее?

- Практически во всех странах ЕС явка на выборах в Европарламент значительно меньше, чем на муниципальных и национальных выборах. Это объяснимо, потому что многим европейские дела кажутся далекими и непонятными. Нужно разъяснять, что делает Европарламент и почему нужно идти на его выборы. Большая явка будет в том случае, если выборы совпадут с выборами в Рижскую думу.

- Каков может быть состав будущего Европарламента?

- С прогнозами всегда очень сложно. Нашими ближайшими союзниками может быть партия социал-демократов, но там происходят интересные вещи. Эта партия утратила доверие и избирателей, и наше (Европейская народная партия — Христианские демократы). Мы центристы, и наша политика направлена на развитие и социальную рыночную экономику.

Мы за рынок, но с социальной подушкой для тех, кто сам не может сам себе помогать. Это, мне кажется, хороший способ, который в свое время вывел Германию из руин.

Эту модель было бы хорошо перенять по всей Европе, не преувеличивая социального аспекта. Думаю, что в Латвии недостаточно думается о том, как помогать тем, кто сам себе помочь не может. Иногда помощь получают те, кто сам может работать, но не работает, так как имеет достаточное социальное пособие. Я считаю, что состав будущего Европарламента будет намного сложнее.

- Какое вы прогнозируете распределение мандатов латвийских депутатов в следующем Европарламенте?

- Предстоит очень острая борьба как между партиями, так и внутри них. Многие партии, которые были очень сильными, с достаточным количеством сильных людей, не прошли в Сейм. Думаю, что эти люди обязательно захотят бороться за места в Европарламенте.

Людям нужно идти на выборы и смотреть, что депутаты до сих пор сделали. Недостаточно того, что у депутата реклама на автомобиле, недостаточно сказать о том, что мы будем в той или иной фракции, а на самом деле работать в интересах России, что ярко заметно, потому что по крайней мере два-три латвийских европарламентария действительно не всегда работают в интересах Латвии.

Важно также смотреть, чего депутат реально может достичь. Если политик молодой и утверждает, что с его избранием в Европарламент все изменится, ясно, что этого не произойдет. Чтобы с депутатом вообще считались, он должен проработать несколько лет, познакомиться и убедить других. Само по себе то, что политик умеет разговаривать и у него есть новые идеи, ничего не дает.

Механизм Европарламента большой, в нем нет большинства и оппозиции. В каждом вопросе нужно договариваться о новой модели большинства и оппозиции. В нашей фракции тоже не всегда возможно договориться так, чтобы все голосовали как один, потому что всегда есть некие государственные интересы.

- Насколько серьезными вам кажутся опасения о том, что Россия может вмешаться в выборы Европарламента?

- Думаю, что такие попытки непременно будут. Не секрет, что цель России в том, чтобы создать известный хаос и разногласия между государствами. Трудно принять, что есть страна, у которой такая цель. Лучше бы Россия занялась упорядочением своего хозяйства, экономики, была бы хорошим и надежным торговым партнером и соседом.

Но мы по-прежнему видим в действии старые методы ЧК — внести вражду, применяется принцип "разделяй и властвуй". Мы не можем исключить фейковые новости, хотя Европарламент и общество лучше подготовлены к борьбе с ними, чем несколько лет назад.

Злая сторона не дремлет, появляются новые приемы введения людей в заблуждение, например, разговоры о том, что Латвия — неудавшееся государство. Все это используется для того, чтобы представители левых и ультраправых партий прошли в Европарламент и работа не была бы такой конструктивной, а больше было бы тайных интересов и склок. Все еще не удалось создать общеевропейский канал на русском языке. Создавать такой канал в каждой стране непосильно и дорого. Такому единому каналу нужна очень хорошая программа — фильмы, сериалы и шоу, чтобы люди хотели этот канал смотреть.

Новости в свою очередь могут быть национальными, чтобы люди в соответствующих государствах получали достоверную информацию. В Европе достаточно много русскоговорящих, которые смотрят в основном российские телеканалы, большинство из которых пропагандистские.

У меня несколько раз были ситуации, когда я участвовало в некоем мероприятии, на котором находился и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Позже я видела отражение этого мероприятия в российских СМИ, и мне казалось, что я побывала на двух разных мероприятиях, потому что все преподнесено так, как это выгодно.

Вмешательство в выборы будет, и мы должны готовиться и показывать людям правду.

- Кто самый вероятный претендент на должность президента Еврокомиссии?

- Мне очень понравилось бы, если бы пост занял [представитель Европейской народной партии] Манфред Вебер, потому что он очень знающий и спокойный человек, способный найти баланс в очень сложных ситуациях, а также нацелен на развитие. Мы хорошие друзья, и в течение нескольких лет я много рассказывала ему о Латвии и разъясняла ситуацию. Вебер ее действительно понимает, и нам не надо бояться, что эту ответственную должность займет кто-то, не имеющий никакого представления о Латвии и ее проблемах.

Вебер был бы хорошим председателем Европарламента. Он понимает, что ЕС должен быть более конкурентоспособным, он из фракции, для которой конкурентоспособность и развитие являются очень высокими приоритетами. Как и безопасность. Я сомневаюсь, что безопасность увеличится, если все в ЕС не будут работать вместе, и Вебер хорошо это понимает. Наши приоритеты — это и его приоритеты, и он умеет отстаивать их.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх