Жильцам новостройки в Риге грозит крупный денежный штраф за нарушения, допущенные застройщиком. Оштрафовать их хочет Рижское строительное управление – организация, которая приняла дом в эскплуатацию с многочисленными нарушениями. Об этом сообщает программа «Личное дело» Русского вещания LTV7. Как выяснилось, по большому счету, в Латвии никто не контролирует состояние многоэтажных жилых домов.
Жильцам дома грозит штраф из-за халатность строителей и плохой надзор стройуправы (2)
Многоэтажная новостройка по адресу Кокнесес проспект 4, корпус 1 - времен строительного бума. Она была сдана в эксплуатацию в августе 2006 года. Именно тогда Рижская стройуправа приняла здание в эксплуатацию. Без нареканий.
По словам жителя этого дома Андрея Суслина, при строительстве дома было допущено огромное количество нарушений. Есть серьезные расхождения с проектом здания. Сейчас все это выходит жильцам боком. Андрей написал обо всех проблемах дома в своем заявлении в Рижскую стройправу.
Оттуда пришли специалисты и провели внешний осмотр - зафиксировали многочисленные нарушения, которые произошли еще на стадии строительства: это отсутствие гидроизоляции на крыше гаража (гравий просто насыпан прямо на плиты, прим. Ред) , вода заливает цокольный этаж, приходят в негодность несущие железные конструкции, толщина бетонного покрытия на полу в гараже всего несколько сантиметров, хотя по проекту должна быть полметра, начинают разрушаться блоки на крыше здания, на террасе нет перил, которые должны были быть построены в соответствии с планом здания.
В самом заключении стройуправы указано, что в распоряжении организации есть только архитектурный проект и генеральный план здания, отсутствует план строительных конструкций и инженерных коммуникаций. Хотя, согласно правилам Кабинета министров № 162, они должны храниться в учреждении.
Если верить написанному в документе, то выходит, что здание принимали в эксплуатацию на основании нарисованной архитектором картинки. Хотя журналистов «Личное дело» в Рижской стройуправе заверили, что информация в отчете устарела, документы все же есть. Правда, не все.
«Проектная документация у нас хранится. Она в архиве и нам доступна. У нас нет изменений к проекту по авторскому надзору. Они должны быть у владельца здания», – сообщил Русскому вещанию LTV7 представитель Рижского строительного управления Эдгарс Бутанс.
Строительное управление в своем заключении пришла к выводу, что проблемы должны устранить нынешние владельцы здания, а не застройщик, иначе им грозит штраф в размере 10 тысяч евро. Что же касается принятия здания в эксплуатацию с серьезными нарушениями, то тут в стройуправе все списывают на давность лет.
«В то время, насколько мне известно, стройуправа не была отдельным независимым учреждением, как сейчас, а была структурой департамента развития Риги. Поэтому говорить сейчас объективно, о происшествиях 13-летней давности, нынешние специалисты стройуправы не могут», – пояснил Эдгарс Бутанс.
Стройуправа рассмотрела заявление жителя дома и переправила его в Госполицию. Как выяснило «Личное дело», 13 февраля Госполиция приняла решение отказать в возбуждении уголовного дела.
По мнению Андрея Суслина решать проблемы дома должен застройщик и заказчик строительства, а не жильцы дома. Ведь нынешние проблемы, это не результат эксплуатации, нарушений, допущенных при строительстве.
Так, согласно разрешению на строительство, выданному в 2005 году заказчиком проекта была Алла Духова - российский хореограф, основательница и художественный руководитель международного балета «Тодес». Ее помощник посоветовал «Личному делу» обратиться в правление дома. Правление дома перенаправило Русское вещание LTV7 к управляющему.
Строительством здания в 2006 году занималась компания Vidzemes celtnieks 1. Ее уже не существует. Предприятие обанкротилось еще в 2012 году и было ликвидировано. Строительным надзором, согласно выданному разрешению, занимался Имантс Бремзе.
«Личное дело» поинтересовалось у специалиста, как так получилось, что пол в гараже из полуметрового «пирога» с бетонной плитой в основании, превратился в цементный слой в несколько сантиметров.
Он объяснил, что во время строительства собрания проходили еженедельно — с заказчиком, проектировщиком, - там и принимались решения об изменениях проекта. Также, по словам Бремзе, менялись отделочные материалы и проект перекраивался по ходу строительства. Но точные детали вспомнить не смог. Качество дома, по его словам, хорошее.
Впрочем, нынешнее правление общества жильцов этого дома не намерено искать справедливости. От их лица на все вопросы отвечаетглава управляющей домом компанией Rīgas namu apsaimniekotais Игорь Трубко. Он возмущен позицией Рижской стройуправы.
«Непонятно, как вообще Рижская стройуправа приняла этот дом в эскплуатацию, не имея технической документации», – заметил Игорь Трубко. Однако, воевать с ней он не намерен.
“По согласию с обществом жильцов мы сделали техническое обследование в доме и на его основании заказали проектную документацию на то, чтобы полностью восстановить гидроизоляцию стоянки и цокольный этаж», – пояснил Игорь Трубко.
Также по информации «Личного дела» Алла Духова в этом доме представляет 17 квартир. В многоэтажке, где их всего 70, это сильно влияет на принятие кворума на общем собрании жильцов. Так что все проблемы будут решаться за счет владельцев квартир.
«Личное дело» обратилось в Государственное бюро по контролю за строительством. Нам сообщили, что по закону, они не имеют право следить за многоэтажными домами на территории самоуправления. Эта организация, основанная после трагедии в Золитуде, ежегодно предоставляет отчеты о состоянии общественных зданий в стране.
Как выяснило “Личное дело” в Рижской стройуправе, она никаких массовых проверок состояния многоэтажек в Риге не ведет. «Личному делу» посоветовали обратиться в Латвийскую ассоциацию управляющих домами, у которой, возможно, есть информация по состоянию домов. Ее возглавляет тот же Игорь Трубко. Он сообщил, что ассоциация не обобщает такого рода данные. И контролем за состоянием зданий не занимается. Однако он отметил, что при нынешнем законодательстве невозможно призвать к ответственности тех, кто плохо построил дом.