Пять лет назад, в эту неделю в Вене, члены E3/EU+3 (Китай, Франция, Германия, Российская Федерация, Великобритания и США, а также верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности) и Иран договорились принять совместный комплексный план действий (СКПД).
Чтобы отметить пятую годовщину этого события, мы должны признать простую реальность:
без этой сделки Иран уже мог бы разработать ядерное оружие, добавив еще один источник нестабильности в нестабильный регион.
Сегодня, СКПД находится под большим давлением сразу по нескольким направлениям. Я убежден, что действия по его сохранению не просто необходимы, а безотлагательны как минимум по двум причинам.
Во-первых, международному сообществу и Ирану потребовалось более 12 лет, чтобы преодолеть разногласия и заключить эту сделку. Если мы потеряем СКПД, никакая другая всеобъемлющая или эффективная альтернатива не будет ждать за углом.
Опасения международного сообщества по поводу ядерной программы Ирана возвращаются обратно.
Обсуждения по созданию основы для согласованного решения начались в 2003 году по инициативе министров иностранных дел Франции, Германии и Великобритании, и вскоре к ним присоединился тогдашний Верховный представитель ЕС по иностранным делам Хавьер Солана. Он и его преемники, Кэтрин Эштон и Федерика Могерини – все они были поддержаны Европейской службой внешнеполитической деятельности – всегда были открыты для дипломатического решения. И после многих взлетов и падений, СКПД в конечном итоге стал реальностью.