"Например, у человека есть квартира в микрорайоне и унаследованная от дедушки земля, которая находится, например, в районе Лимбажи. Участок имеет статус коммерческого назначения, но на самом деле там люпиновый луг. Налоговая задолженность составляет 10 тысяч. Конкретный случай", - рассказывает Дубане.
Алдис Букшс отвечает, что в таких случаях человек должен решить вопрос с местным самоуправлением, требуя изменить цель использования имущества. В свою очередь, если местные власти наотрез отказываются, этот вопрос необходимо решать публично, обращаясь в Министерство защиты среды и регионального развития и в Государственную земельную службу.
Ошибки в методологии определения кадастровой стоимости
Кристине Дубане видит серьезные недостатки в методологии определения кадастровой стоимости. Например, если в деревне, где десять домов, продают три новых дома, а остальные дома - старые, то, по ее словам, рыночная стоимость рассчитывается на основе трех самых новых домов.
Кроме того, согласно новой методологии определения кадастровой стоимости, новые проекты включают те, которые были введены в эксплуатацию после 2000 года, хотя в этих домах уже имеются признаки износа.
Алдис Букшс отвечает, что расчеты основаны на рыночных данных и продажных ценах, а изношенность зданий учитывается во всех случаях, в том числе и в так называемых новых проектах.
"Очень хороший вопрос: если у вас поднимается кадастровая стоимость, должна ли она быть отражена на налоге на недвижимость? Нет, она точно не должна отражаться, если ты не собираешься продавать дом. Если ты всю жизнь в нем живешь и там будут жить твои наследники", - считает Букшс.