Что произошло с Даниэлем? (1)

Даниэль шесть лет назад и сейчас. Фото: Kaspars Goba, Reinis Hofmanis.
CopyMessenger Telegram Whatsapp

С Даниэлем я познакомилась шесть лет назад. Тогда он планировал поступить в техникум, что и сделал, но не окончил. У него родился сын. Тогда Даниэлю было 17, ей - 16. Сейчас он старается сделать карьеру и укрепить семью. Удастся ли ему выбраться из ловушки прошлого?

С Даниэлем мы познакомились, когда я анализировала возможности школ Латвии помочь проблемным подросткам.

В офисе Re:Baltica его знали как мальчика, поджегшего кактус. Даниэль был несовершеннолетним, поэтому в статье мы изменили имя.

В то время он учился в 9-м классе Броценской средней школы. Эту школу специалисты, с которыми я разговаривала, упоминали как хороший пример, так как некоторые учителя там не только ставили оценки, но и оценивали индивидуальный рост. Это даже важнее оценок, так как полученная после нуля шестерка - ценнее девятки отличника. С Даниэлем меня познакомили как с умным и способным подростком, у которого проблемы с поведением и дома уставшая мама с еще несколькими детьми.

Когда же я тщательнее углубилась, хороший пример школы лопнул как мыльный пузырь. Активные учителя индивидуальный учет прекратили, так как это была дополнительная работа. Понимание - что означает помогать - у педагогов и руководства школы отличается. В свою очередь, внешкольные учреждения, которые должны были помочь, между собой не контактировали.

Когда Даниэль подпалил пушистые кактусы учителя русского языка, она сообщила директору, он - в полицию. На маму Даниэля наложили административный штраф в 70 евро, но не сообщили ей. Узнала она об этом от судебного исполнителя, когда долг уже вырос до 130 евро. Социальный педагог школы и местная социальная служба узнали о произошедшем от Re:Baltica.

Украл компьютер, наелся клюквы

В этом году, когда мы встретились снова, оказалось, что в том же самом году Даниэль был осужден за уголовное преступление. Чтобы заработать, он с одноклассником собирал ветки вокруг дома семьи врача. Через окно увидели компьютер, выбили стекло. Чтобы разделить ответственность, кирпич бросали вместе. Затем прошли по дому, на кухне поели клюкву с сахаром, взяли компьютер и ушли. Вспомнили, что оставили зарядку, и вернулись за ней. На следующей день директор школы вызвал к себе друга Даниэля, а вскоре после этого и его самого. Поняв, что ничего хорошего из этого не выйдет, Даниэль схватил спортивный мешок с украденным компьютером (думали позже сдать его в ломбард в Салдусе) и сбежал из школы. Полицейские поймали его и в участке взяли отпечатки пальцев и образец слюны.

За содеянное суд приговорил Даниэля к общественным работам. Вместе с дворниками он две недели убирал в Броцены. Социальная служба узнала о таком наказании от Re:Baltica. Ничего о нем не знали и в полиции. Работу координировала "одна тетя из думы", пояснил мне сам Даниэль.

Этим летом, спустя шесть лет после публикации первой статьи, автор встретилась с Даниэлем снова. Он с семьей сейчас живет в Риге, трудится на хорошей работе и по поводу будущего настроен оптимистично
Этим летом, спустя шесть лет после публикации первой статьи, автор встретилась с Даниэлем снова. Он с семьей сейчас живет в Риге, трудится на хорошей работе и по поводу будущего настроен оптимистично Фото: Inga Spriņģe

Отсутствие взаимного сотрудничества между учреждениями или же сотрудничество из-за галочки - самая большая проблема в таких случаях. К подобному выводу в своих сообщениях за последние годы пришли также Госконтроль, омбудсмен и ответственное за сферу Министерство благосостояния.

Нельзя сказать, что не хватает ответственных - всего в решение детских проблем в Латвии вовлечены 17 разных структур и учреждений. У многих из них есть свои базы данных, которые с другими информацией не обмениваются. Возможности помочь зависят и от действий самоуправления. Вдвойне не повезло тем, кто родился в неблагополучной семье и в нуждающемся самоуправлении.

Ранний стресс = проблемы позже

Многие исследования показывают - чем больше у ребенка стресса уже в раннем возрасте, тем больше вероятность того, что это негативно скажется на его дальнейшей жизни. Последствия выражаются в виде проблем с поведением в школе, употребления алкоголя и курения, ранней беременности, неоконченного образования, судимостей, частой смены места работы.

Даниэлю сейчас 22 года, и все эти последствия в его жизни были.

После 9-го класса Даниэль не продолжил учебу в средней школе и поступил в Кандавский сельскохозяйственный техникум. Типично, так как таких проблемных детей, как он, школы обычно выгоняют с обоснованием "пусть хоть профессии научится". Это показывают и данные. Профессиональные школы на тот момент не окончили 42% (примерно 5000) подростков, тогда как средние школы - только 1,5%. Самые частые причины - сложности в учебе, нехватка поддержки семьи, бедность. (Согласно данным Министерства образования и науки, ситуация в последние годы улучшилась и в прошлом году из профшкол отпало неполных 15% воспитанников. В результате пандемии в этом году подростки вместо средних школ выбирали профессиональные.)

Даниэль оказался одним из них.

Учеба в Кандаве началась ярко. Химию, которая в основной школе ему не особенно давалась, теперь с него списывали однокурсники.

После окончания основной школы Даниэль поступил в Кандавский сельскохозяйственный техникум. Учебу не окончил, так как родился сын. Ему было 17, подруге - 16
После окончания основной школы Даниэль поступил в Кандавский сельскохозяйственный техникум. Учебу не окончил, так как родился сын. Ему было 17, подруге - 16 Фото: Re:Baltica

На втором курсе все изменилось. Даниэль сдружился с девочкой с первого курса. Спустя полгода она забеременела. Даниэль бросил техникум, чтобы пойти работать и содержать семью.

Ей было 16. Ему - 17.

Даниэль с сыном
Даниэль с сыном Фото: Из личного архива

Сначала поехал к первому мужу матери, который перебрался в Канаду. Два года нелегально работал на мебельном складе - зарплата хорошая, все нравилось, но после одной из поездок в Латвию обратно больше не пустили.

Затем с одним из братьев матери, который недавно вышел из тюрьмы (Даниэль не особо знает, за что он был осужден), поехал в Нидерланды. Работал на рыбной, а потом на куриной фабрике, так как "бесил запах рыбы". Был повышен.

В свою очередь, подруга с ребенком перебралась в Ирландию, где жил ее отец. Даниэль приехал в гости, опоздал на самолет обратно и решил остаться в Ирландии. Работал на двух работах - как приемщик заказов на складах и один день снова на рыбной фабрике. Жили вместе с отцом подруги, у которого снимали одну комнату.

"Инга, хочу в Латвию"

В начале прошлого года Даниэль написал мне в Facebook: "Привет, Инга, хочу вернуться обратно в Латвию, но эта статья заставляет меня задуматься". И приложил к письму новость с какого-то маргинального латвийского новостного портала о том, насколько здесь все плохо.

Ответила ему, что куда большее значение имеют его образование и навыки. Хорошие профессионалы в востребованных сферах работу находят. Решили, что легче будет искать в большом городе, но тогда будут сложности с местом для сына в детском саду.

Наша переписка прекратилась, пока не встретились этим летом, когда я пригласила его на интервью.

Даниэль пришел на встречу в кафе в Старой Риге значительно раньше оговоренного времени. Много улыбался. О своей жизни говорил открыто, с юмором.

Для Даниэля семья очень важна. Несмотря на то, что с подругой они дважды расходились, оба стараются начать все сначала. На этот раз уже в Латвии
Для Даниэля семья очень важна. Несмотря на то, что с подругой они дважды расходились, оба стараются начать все сначала. На этот раз уже в Латвии Фото: Reinis Hofmanis

В свое время в Броцены я познакомилась и с его мамой, поэтому обсуждали, как дела и у других членов семьи. Это похоже на грустную драму с беременной несовершеннолетней, уголовным приговором за сексуальное насилие и постоянными конфликтами между членами семьи.

С мамой Даниэль поссорился и уже полгода не разговаривает. Она пожаловалась в полицию и Сиротский суд, что они с подругой не могут позаботиться о сыне, устраивают вечеринки. Даниэль это отрицает. Иногда выпивает, но с алкоголем проблем нет. Маме сказал: Ты пытаешься отнять у меня ребенка. Тогда у тебя не будет и своего".

Позвонила маме Даниэля. Она занята, готовит младшим детям торт в честь начала учебного года. На Даниэля ужасно обиделась, так как он грубо ее обругал. "Такие слова матери не говорят", - признается мама и просит, чтобы я не писала ничего, что касается ее жизни и жизни остальных детей.

Когда мы шесть лет назад познакомились, у нее было пять детей от разных отцов. Ее жизнь не была сладкой - сама из семьи с десятью детьми, отца своего не знала. Тогда в интервью мама Даниэля рассказывала, как пробивалась в жизнь. Не пьет, не курит, трудится на разных работах. Сама считает, что дала детям лучшее. Водила их в кафе. Ударила Даниэля, когда застукала, что он курит. Сообщила в полицию, когда обнаружила, что старшая девочка напоила ее младших детей. И после этого сожалела, потому что полиция наказала денежным штрафом ее саму - что недостаточно следит за детьми. Ответственным учреждениям она больше не доверяет. Один раз прошла курс у психолога, которого предложила социальная служба, но не увидела в этом смысла.

Она считает, что инстанции хотят только наказывать, но не замечает, что в воспитании своих детей она делает то же самое - в основном наказывает, думая, что это во благо.

Визит к психотерапевту

Несмотря на сильную обиду на маму, для Даниэля она важна.

Такой вывод после разговора с молодым человеком сделал подростковый психотерапевт Нил Константинов. Они встретились по моей просьбе, чтобы дать Даниэлю возможность осознать свои сильные и слабые стороны. Захотела консультацию снять на видео, чтобы показать аудитории, как детство и школа сказываются на детях из проблематичных семей в будущем. И Даниэль, и Нил согласились.

Константинов рассказывает, что не у всех детей, у которых было столь наполненное стрессом детство, как у Даниэля, в жизни "будут негативные траектории". В каком направлении они пойдут, зависит от полученной помощи в детском и подростковом возрасте. Человеческий мозг развивается вплоть до 25 лет, и на этом этапе есть большая возможность "изменить исход жизни", поясняет Константинов.

Исследования показывают, что в работе с проблемными детьми результат будет выше, если службы работают со всей семьей. В случае Даниэля этого не было. Однако его спас положительный характер и фрагментарная помощь, которую он все-таки получил. Когда в первом классе мама уехала работать в Англию, а отец привел другую женщину, старшие дети которой относились к Даниэлю безжалостно, он прошел курс у психолога. Позднее ощутимой поддержкой в жизни парня стала социальный педагог школы, к которой он регулярно ходил поговорить. Общаются они до сих пор.

В разговоре с психотерапевтом выяснилось, что Даниэля больше всего интересует объяснение того, как работают его мозги.

Показывая макет мозга, Константинов поясняет, какие части отвечают за эмоции и "отключаются" в момент, когда их становится слишком много. Однако плохие эмоции никуда не деваются - они накапливаются и начинают выражаться в виде проблем в поведении или со здоровьем.

"Поэтому иногда меня так по-черному накрывает", - отмечает Даниэль.

Предотвратить это ребенку или подростку способен помочь взрослый, которому он может довериться и выговориться. Если такой возможности нет, "на помощь" чаще всего приходят алкоголь или, к примеру, легкие наркотики, которые позволяют выпустить пар, но не решают проблем в долгосрочной перспективе.

Фото: Reinis Hofmanis

Заполненные у психотерапевта тесты показывают, что Даниэль коммуникабелен, находится в хорошей физической форме. Большую ценность для него имеют семья и ребенок. "Такие парни очень хорошо работают в Яунсардзе, организациях, где есть иерархия, где их кто-то держит в рамках", - поясняет Константинов. Менее развиты у Даниэля эмоциональная сфера и сфера ценностей.

Специалист объясняет, что в случае Даниэля стоит не "излечивать от сделанного в прошлом, а наоборот - дать возможность выражаться сильным сторонам. У него до 25 лет еще есть время".

Проблема - в Латвии не хватает специалистов и программ, предусмотренных именно для подростков - молодежи. Есть помощь детям ну или уже взрослым, которая в основном базируется на лечении. "Это супернеэффективно, это не работает", - отмечает Константинов.

Он добавляет, что в случае Даниэля можно было бы обойтись вообще без особых программ. Столь же значимой поддержкой может быть старший коллега на работе, который выслушает и даст совет.

Во время написания статьи я связалась с Latvijas finieris, чтобы спросить, можем ли мы сфотографировать Даниэля на рабочем месте. Представитель предприятия был отзывчив, но позднее перезвонил немного смущенный. Летом, ничего не сказав, Даниэль на месяц пропал. Это значительно навредило перспективам в его карьере.

"В случае с Даниэлем мы даем ему еще один шанс, потому что хорошо понимаем, что юношеский максимализм может привести к необдуманным ошибкам, но мы видим в нем желание работать и развиваться, - объяснил Re:Baltica Арвис Шванкс, директор фабрики Furniers AS Latvijas Finiera. - Впрочем, молодой сотрудник должен понимать, что во второй раз ему могут и не пойти навстречу".

Фото: Reinis Hofmanis

Это событие стало для меня сюрпризом. Когда я спросила Даниэля, он оправдывался, что играл в баскетбол и вывихнул лодыжку, о чем сообщил непосредственному руководителю и пообещал прислать справку от врача. В тот же самый день парень уехал к друзьям, они там выпили, об этом узнала семейный врач и сказала, что никакую справку не даст. Потом Даниэль заболел, думал, что у него мог быть коронавирус, поэтому две недели отсидел дома. Тест не делал. Когда через месяц приехал на работу и рассказал о произошедшем начальнику, ожидал, что его уволят. Не уволили.

"Теперь буду стараться. На работе тружусь тяжело и много", - говорит Даниэль.

На этой ноте расстались. У Даниэля есть еще три года, за которые можно поставить на якорь свою хаотичную прошлую жизнь. Или нет.

Комментарии (1)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх