Но со временем риторика изменилась.
Позиция всех российских официальных лиц сейчас сводится к тому, что если войска и перебрасывают, то происходит это на территории России, то есть является абсолютно внутрироссийским делом, не угрожающим никому из соседей. "Мы на своей территории имеем право войска подвигать, но ни о каком нагнетании речи не идет", - заявлял, например, помощник президента России Юрий Ушаков.
При этом в Москве наоборот заговорили о том, будто это Украина готовится атаковать самопровозглашенные ДНР и ЛНР и якобы уже стянула к линии разграничения в Донбассе чуть ли не половину своей армии, сформировав там ударную группировку численностью до 125 тысяч человек.
"Идет военная накачка Украины, что подогревает настрой Киева на саботаж минских договоренностей, подпитывает иллюзию силового решения конфликта", - утверждает Лавров.
В Службе внешней разведки России происходящее на востоке Украины в какой-то момент даже сравнили с ситуацией, сложившейся, по ее мнению, в 2008 году незадолго до начала войны в Южной Осетии.
"Похожую ситуацию мы наблюдали в Грузии в преддверии событий 2008 года. Тогда Михаил Саакашвили"сорвался с цепи" и пытался уничтожить российских миротворцев и гражданское население Южной Осетии. Ему это дорого обошлось", - заявили в СВР.
В 2008 году одним из оснований для "операции по принуждению к миру" Грузии для Москвы стала гибель российских миротворцев в Цхинвали. На востоке Украины никаких миротворцев пока нет, но за последние годы там появилось несколько сотен тысяч граждан, которым были выданы российские паспорта. А некоторые из этих новоиспеченных граждан России, как, например, лидеры двух республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник, уже даже успели стать членами "Единой России".
Пройдя за месяц путь от полного отрицания возможности нового конфликта до заявлений о готовящейся украинской армией атаки на самопровозглашенные республики, за которым, если следовать кремлевской логике, может последовать какое-то вмешательство Москвы в конфликт, Россия 1 декабря начала уже официальные маневры в Южном военном округе с участием 10 тысяч военнослужащих.