Санкции Евросоюза за вторжение России в Украину затронули не только российских политиков и чиновников, но и олигархов. Самый известный из них в Латвии - Петр Авен, внук латышского стрелка, несколько лет назад не совсем понятным образом получивший латвийское гражданство. В нашей стране с ним связано многое - благотворительный фонд Paaudze, музыкальный фестиваль "Рига - Юрмала", намерение создать музей в Риге - поэтому речь идет и о многочисленном имуществе. Однако с его арестом дела в Латвии идут не так быстро, как с лишением ордена Трех звезд, сообщает передача De Facto на LTV.
Санкции в Латвии: власти не спешат арестовывать имущество Авена
Гордая усадьба "Клаугис" в Мадонском крае, дом в центре Риги, вертолет, на котором летал сам папа римский - эти объекты, частично или через посредников принадлежащие Авену, не были арестованы латвийскими властями в течение всей рабочей недели.
На неделе, когда гражданин Латвии Петр Авен попал в список международных санкций за поддержку деятельности, угрожающей независимости Украины, стоит вспомнить, как он получил гражданство. De Facto уже в мае 2021 года сообщала, что возможная коррупция, связанная с гражданством Авена, полученным в 2016 году, расследовалась, но не была выявлена KNAB. Однако в ведомстве пришли к выводу, что Авену пошли навстречу.
Политические дебаты о том, следует ли лишать Авена гражданства, завершились безрезультатно. Тему гражданства миллионер тоже не комментирует, хотя на этой неделе публично говорил, что удивлен и оскорблен лишением высшей латвийской государственной награды. Необходимо сделать все, чтобы остановить кровопролитие в Украине, сказал Авен, но не упомянул Владимира Путина и его ответственность за развязывание войны.
В санкционном списке Европейского союза Авен указан как один из ближайших к Путину олигархов, который активно оказывал финансовую поддержку представителям российской власти, принимавшим решения относительно аннексии Крыма и дестабилизации Украины. Он обещает оспорить эти обвинения в суде, но до тех пор все его активы в Евросоюзе будут заморожены.
Практическое применение санкций, наложенных на Авена и других олигархов в Латвии, координирует Министерство иностранных дел, но свою роль также должна сыграть Служба финансовой разведки (FID). Паулис Ильенков, заместитель начальника отдела стратегического анализа FID, говорит: "Мы в инициативном порядке собрали все эти санкции, всех физических и юридических лиц и отправили их во все вовлеченные учреждения. В том числе в Регистр предприятий в отношении долей в компаниях, в Судебную администрацию в отношении данных о недвижимом имуществе в Земельной книге, в Агентство гражданской авиации в отношении воздушных судов, в Морскую администрацию в отношении судов. (…) И если они обнаружат, что внесенный в реестр материальный или нематериальный объект, в том числе недвижимое имущество, принадлежит лицу из санкционного списка, то отчуждение, продажа или изменение права собственности на этот объект будут запрещены".
Если латвийские банки способны достаточно быстро заморозить счета подсанкционных лиц, то с недвижимостью и самолетами получилось иначе. Это показано на примере Авена, констатирует De Facto. Самыми известными объектами недвижимости Авена в Латвии являются усадьба "Клаугис" в Мадонском крае, о которой писали в дизайнерских журналах, и недавно купленный дом на улице Кришьяна Валдемара, 19, в Риге, где Авен планировал построить музей латышского и русского искусства.
Имущество вокруг Большого и Малого озер Клаугис юридически состоит из нескольких земельных участков. Хотя санкции были введены в понедельник, только в пятницу был наложен запрет на 11 гектаров леса. Эксклюзивные усадьбы с землей вокруг них не арестовывались. Вероятно, потому, что власти действовали очень формально, наложив запрет на участок земли, собственником которого значится Петр Авен. Остальные земельные участки принадлежат миллионеру по многоуровневой схеме - цепочке латвийских компаний, оканчивающейся кипрской компанией Авена Abacus (Cyprus) Limited.
Эта же кипрская компания является 50-процентным владельцем SIA Country Heli, а вторым совладельцем является российский бизнесмен Юрий Шефлер. Шефлер не входит в санкционный список.
Country Heli арендует собственный вертолет Bell 429. Юрис Ситко, член правления компании, который утверждал De Facto, что вышел на пенсию, признает, что аренда вертолета в основном осуществлялась "для себя", а именно для Шефлера и Авена. Но были и коммерческие рейсы - например, именно этот когда-то купленный за 7,5 млн долларов вертолет доставил папу Франциска из Аглоны в Ригу.
Хотя на самом деле получается, что половина этого вертолета принадлежит Авену, Агентство гражданской авиации узнало об этом только от передачи De Facto. Четкого объяснения того, будет ли он арестован, пока не дано.
Не арестовано и бывшее здание банка в Риге на улице Валдемара, где олигарх хотел выставить свою коллекцию фарфора. Дом принадлежит фонду Авена, учредителем и бенефициаром которого является миллионер.
Регламент Совета Европейского союза гласит, что все ресурсы, принадлежащие, находящиеся во владении или под контролем лиц из санкционного списка, а также связанных с ними юридических лиц и организаций, должны быть заморожены.
Следовательно, тот факт, что усадьба "Клаугис" и будущий музей не были арестованы в течение нескольких дней, можно объяснить отсутствием у латвийских властей опыта в такой ситуации.
Неофициально звучат обнадеживающие слова о том, что ничего страшного произойти не может - Авен не может продать эти объекты, потому что счета его структур в латвийских банках не работают.
В санкционный список Евросоюза также включен давний партнер Авена по Альфа-банку Михаил Фридман, проживающий в Лондоне. В Латвии санкции ударили по нему достаточно ощутимо - у Фридмана заморожены счета компании SIA Seagull Investments. Эта компания недавно завершила проект Sea-Breeze в Юрмале, Майори, где были построены квартиры в бывшем здании санатория. Одну из них купил сам Фридман за более чем 5 миллионов евро. Из 17 квартир проданы три - остальные не удастся продать еще какое-то время.