Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

"Что-то подобное в Риге невообразимо": хирург из Латвии о работе в украинской больнице во время войны

Фото статьи
Фото: Reuters/ScanPix

На войне в Украине люди получают каждый день такие травмы, какие в практике латвийских микрохирургов  встречаются, может быть, раз в месяц, сказал LETA оперирующий в Киеве латвийский микрохирург Олаф Либерманис.

В начале марта, вскоре после начала войны в Украине, он вместе с микрохирургом Мартиньшем Малзубрисом отправился в Украину для оказания помощи пострадавшим от войны и выполнения сложных операций.

Либерманис признал, что раненых было много - травмы были тяжелыми и специфическими, а 

хирургия была настолько сложной и длительной, что он неделями не выходил из военного госпиталя.

Он сказал, что территория, где располагается больница, охраняется, вход и выход контролируются, а у персонала есть внутренний комендантский час. Окна в комнатах заклеены, а возле окон сложены мешки с песком. Сирены, взрывы и выстрелы слышны и ночью, но после одного дня в интенсивном режиме на это уже не обращаешь внимания.

"Здесь весь персонал - армейские люди. Когда был бой в 15 километрах от Киева, то по факту никого не выпускали и даже не советовали выходить из помещений. Еще есть вооруженная охрана, которая ночью просит пароль. Некоторая нервозность чувствуется, но сейчас люди стали спокойнее", - сказал микрохирург.

В настоящее время в команде вместе с ним и Малзубрисом есть еще один сосудистый хирург по имени Иван, медсестра микрохирургического отделения, санитарный врач и анестезиологи. Либерманис выразил удовлетворение тем, что ему ежедневно приходится работать с профессиональной службой анестезиологов, которая фактически обеспечивает наркоз.

"Что-то подобное в Риге немыслимо - темп, качество, сложная анестезия, которую они проводят при разной локализации. 

Скажем, если пациента приходится переворачивать с боку на бок, с боку на спину, никто не жалуется и не выказывает недовольства. Если работа начинается в 8 утра, то люди приходят без пяти минут восемь", - говорит Либерманис.

Поначалу была установка, что работу в больнице следует заканчивать с выключением света - в 7 часов вечера, но в нынешней операционной другое освещение и расположение окон. Он отметил, что, конечно, можно работать очень поздно или ночью, но это нежелательно, потому что персонал устает, выгорает - люди начинают передвигаться по больнице в "режиме зомби".

По его словам, сейчас идет интенсивное сотрудничество с другой украинской больницей, где есть травматологическая служба и там тоже проводятся операции.

Либерманис признался, что они набирают популярность в Киеве, за его пределами и в своей клинике. Люди поздравляют их, а местные жители доверяют их работе, видя в них национальных героев, что, соответственно, возлагает на них большую ответственность и обязанности.

На вопрос, должна ли Латвия как-то подготовиться к угрозе войны со стороны России, Либерманис подчеркнул, что стране следует переключить свое мышление.

"Когда мы впервые вернулись из Украины семь лет назад, в 2015 году, нас не поняли. В 2018 году я постоянно говорил о военной теме и военной микрохирургии, но мне сказали, что я не должен говорить о войне все время. Сейчас если кто-то до сих пор думает, что война нас не касается, то человек должен срочно записаться к психиатру и проверить свое психическое здоровье, - сказал Либерманис.

Ежедневно, когда он едет в другую больницу, чтобы оперировать и консультировать, ему часто приходится видеть трагические картины. Остановившись возле супермаркета, чтобы купить туалетную бумагу, врач увидел 16-этажное здание, в которое попал снаряд, что заставило его задуматься о домах, квартирах, общественных зданиях и больницах в Риге.

"У нас есть дома из стекла. Например, у меня есть квартира в Вецаки, где две стеклянные стены, и если во двор упадет небольшой снаряд, эти стены разобьются и я останусь на улице в латвийском январе. У меня нет духовки, но есть центральное отопление, а климат в Латвии суровее, чем в Украине", - сказал Либерманис.

Он интересуется, есть ли в латвийских больницах военный план действий в случае боевых действий, который защитит больницу, и понимает ли персонал что-нибудь в военной тактике. Либерманис подчеркнул, что врач не станет сразу солдатом, если ему просто в последний момент выдадут оружие - об этом нужно говорить и проводить обучение.

В качестве примера он привел военный госпиталь в Киеве, где он сам работает. Во время разговора он находился в больничной столовой и был окружен персоналом в форме и с оружием. По его словам, если, например, одолеют охрану, то по крайней мере персонал больницы сможет продолжать обороняться. Либерманис подчеркнул, что больница может стать одной из целей и "красный крест и белый халат в этом случае не защитят".

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх