В начале распространения Covid-19 Министерство образования и науки создало государственную программу для поддержки исследований, связанных с пандемией. Два профессора социальной психологии - Иварс Аустерс из Латвийского университета и Винета Силкане из Видземской высшей школы - использовали это для измерения того, как патриотизм и национализм повлияли на отношение людей к ограничениям и вакцинам. Аустерс также изучал, что отличает патриотов от националистов, и за это его резко критиковали. Он считает, что это слишком важный вопрос, чтобы не продолжать исследования.
Патриотов исследователи выбрали по тому, что они гордятся принадлежностью к Латвии, чувствуют себя с ней тесно связанными, чувствуют принадлежность к какому-либо из исторических краев Латвии и нескольким другим признакам. Националистов выделяли по большому желанию считать свою нацию лучшей, чем другие, закрытость к другим национальностям, поддержке того, что этническое большинство государства всегда должно обладать большим политическим правом.
Националистически настроенные люди были более скептичными к вакцинам, и ограничения оценивали более критично.
Возможный ответ на вопрос, почему есть такая разница, дает следующая работа Аустера и еще нескольких исследователей Латвийского университета, которая еще находится в разработке. Она показывает, что националисты менее довольны жизнью, критичнее оценивают свои возможности влиять на политические процессы и более циничны. Они не доверяют политической системе Латвии.