"Разумеется, документальная постановка не выражает только точку зрения режиссера, но и в интервью о постановке, и в нескольких рецензиях этот финальный отрывок пьесы одобрительно отмечается и повторяется. С сентябрьской инфооперации с наклейками #Ярусский / #Maolenvenelane в постановке и в критике убрали политический и важный контекст, а реакцию полиции преподнесли как нарушение закона", - считает Ойдсалу.
По его мнению, спектакль создает образ русских в Эстонии, который, с одной стороны, сильно приукрашен, а с другой, несколько бестолков. На сцене нет ни одного настоящего путиниста, которых, согласно исследованиям, в Эстонии достаточно. По словам создателей спектакля, их просто не удалось уговорить на интервью.
Об осуждающих войну эстонских русских постановка создает впечатление как о людях, чья главная задача во время войны против Украины заключается в том, чтобы убедительно представить себя жертвами. "Как будто статус жертвы - это единственно возможный способ самовосприятия для эстонского русского. Я об эстонских русских так плохо никогда не думал", - написал критик.
О чем все-таки говорят персонажи?
Поскольку мнения зрителей и авторов спектакля кардинально различаются, тем, кто спектакль не смотрел, мы все же рекомендуем его посмотреть и составить собственное мнение. Если же проанализировать текст, который полтора часа актеры произносят со сцены, то этот калейдоскоп состоит из следующих месседжей.
- В России никто не говорит о политике и о войне, просто потому что людям страшно.
- В Эстонии раньше было хорошо и НАТО был оборонительным союзом. Сейчас все стало плохо. Украина, конфликты, общество Эстонии погружается в страх.
- С Россией надо как-то налаживать отношения, потому что другого соседа у нас нет. Эстонский народ должен проявить мудрость.
- Россия не вписывается в западное понимание свободы. Россия, конечно, свободна, но это другая свобода, не та, к которой мы привыкли.
- Родственник уехал в Донбасс воевать на стороне России. Сначала платили хорошо, потом перестали, его семья страдает. Деньги, заработанные на крови, пользы не принесли.
- Русская революция была под лозунгом "Мир народам". Революционеры хотели мира. Украинские лозунги на Майдане: "Хотим в ЕС и кружевные трусики", "Кто не скачет, тот москаль". Были заявления, что Донбасс нужно бомбануть ядерной бомбой.
- Российские родственники хотят победы над Украиной, но не знают, что будет значить победа.
- Молодые люди говорят, что они любят Эстонию за то, что здесь хорошо жить, но они любят и русский язык. Сейчас говорить о русском языке хорошо стало трудно, потому что его приватизировал Путин и это плохо воспринимается окружающими.
- Я очень люблю Эстонию, я люблю Россию, меня вообще не устраивает, что происходит в Кремле. Эстония "еще более-менее, но тоже так себе, могло бы быть лучше".
- Семья: жена считает, что Эстония была оккупирована русскими, муж считает, что оккупации не было. "Все могло бы быть иначе, если бы еще в 90-х в России сделали люстрацию и если бы Россия просто признала факт оккупации", - говорит жена.
- Эта самая женщина, которая признает факт оккупации, расстраивается из-за того, что эстонцы не считают ее своей, хотя она свободно говорит по-эстонски.
- Мужчина говорит об украинцах: "Они там у себя были только за Украину. "Кацапы", "москали"... Даже в мирное время, лет, наверное, 10-15 тому назад, уже тогда они все были готовы для чего-то. Для чего-то! Кто их готовил? Очевидно же".
- Мужчина говорит, что не может верить украинским и западным новостям об уничтоженном Мариуполе и об убийствах в Буче, потому что это может быть фейк. Разобраться, какая из сторон права, он не может. "Почему это все случилось 24 февраля? Я думаю, что объяснение только такое: Россия защищает свои интересы - все очень просто. Вот как она защитила - это уже другой вопрос, потому что начало операции - это был полный провал".
- Девушка обращается к Владимиру Путину: "Мистер президент, неужели вы этого хотели? Неужели вам нравится, что в истории вы останетесь как человек, который развязал войну, в которой погибли сотни тысяч мирных жителей Украины? А еще сотни тысяч мирных жителей стали инвалидами?"
- Рассуждения героев о политических узниках режима в России.
- Три персонажа - русскоязычные жители Эстонии не могут ответить на вопрос, какая у них идентичность. "Конкретно по национальности тут я не могу идентифицировать себя".
- Героиня говорит: "Сегодня мне не нравится то, что у нас балуют украинцев. И то, что происходит с переходом образования на эстонский язык". Другой герой говорит, что в Эстонии слишком много беженцев, которые должны быть на фронте.
- Персонаж говорит, что после 24 февраля пропала "презумпция нормальности русскоязычного населения". Ты должен доказать, что ты, так сказать, хороший русский.
- Ни в России нельзя говорить свободно на разные темы, ни в Эстонии. В Эстонии тоже страшно высказываться. "А государство, Эстония, должно показывать, что мы не поддались этой панике, этой паранойе, где слова "я - русский" представляет угрозу национальной безопасности".