Касем, бывший сотрудник кремлевского СМИ "Sputnik Литва", рассказывает, что не писал сценарий своей еженедельной программы с пресс-секретарем МИД России Захаровой, темы отправлялись накануне вечером.
"Там же было написано, например, какую шутку надо рассказать, чтобы она [Захарова] остроумно и быстро ответила", - вспоминает Касем.
В экстренных ситуациях инструкции кремлевским СМИ рассылаются по электронной почте. Например, когда российская армия отступала из Херсона в Украине, было запрещено использовать слово "эвакуация", поскольку оно могло быть переведено как бегство. Были также предложения представить резню украинцев в Буче как инсценировку.
Касем рассказывает, что на редакционную политику Sputnik в свое время повлияла лидер Русского союза Латвии, евродепутат Татьяна Жданок. На банкете в конце 2018 года ей удалось встретиться с Киселевым и отчитать его за то, что на кремлевских ресурсах партия "Согласие" представлена в лучшем свете, чем Русский союз Латвии. После этого в редакции было созвано специальное собрание с участием Жданок.
"Кроме того, был довольно серьезный разговор о том, что не стоит думать и зацикливаться только на "Согласии". Есть и другая партия. Надо быть мягче. Татьяна Аркадьевна очень многое сделала", - вспоминает события той встречи Касем.
Жданок отказалась комментировать этот вопрос по телефону и не ответила на вопросы по электронной почте.
Касем говорит, что в данный момент не особо беспокоится о своей безопасности. "Они обычно мстят тем людям, которые являются гражданами России и которые, по их мнению, являются предателями. Но я всегда был только гражданином Латвии. У меня был контракт, я его отработал. После этого я решил вернуться и не имею к ним никакого отношения".