Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs

ЕСПЧ: Переход на обучение на латышском языке не нарушает Конвенцию о защите прав человека (1)

Девочка в школе
Девочка в школе Фото: dpa/scanpix

Совершенный в Латвии переход на получение образования только на государственном языке не нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и не дискриминирует русских, пришел к выводу Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассматривая дело "Дьери и другие против Латвии".

В суд обратились несколько человек, в том числе депутат Рижской думы Инна Дьери (РСЛ), которые попросили ЕСПЧ оценить совершенный Латвией переход на образование только на государственном языке и признать его дискриминирующим и несоответствующим Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Заявители высказали позицию, что оспариваемые нормы ограничивают право на получение качественного образования на родном языке, а также право родителей участвовать в образовательном процессе.

Как и в других подобных делах, истцы не выдвинули каких-либо конкретных аргументов относительно негативных последствий для их возможностей получить образование, говорится в постановлении ЕСПЧ.

Рассмотрев соразмерность реформы образования 2018 года выдвинутым легитимным целям, ЕСПЧ, как и в предыдущих подобных делах, указал, что государство вправе принимать меры для устранения фактического неравенства в использовании латышского языка в образовании, возникшего в силу исторических обстоятельств, обеспечивая при этом право нацменьшинств на сохранение и развитие своего языка, культуры и самобытности.

Также суд указал, что реформа 2018 года не была непредвиденной и внезапной и не отменила полностью использование русского языка в качестве языка обучения. Суд подчеркнул важность изучения ребенком родного языка в первые годы жизни, из чего проистекает меньшая свобода действий государства в этом отношении. Однако в большинстве стран дошкольное образование не является обязательным, что предусматривает больше свободы действий в этой сфере. С учетом этого суд постановил, что государство не нарушило пределы своей свободы действий и реформа была соразмерна выдвинутым законным целям.

Что касается жалоб двух заявителей на возможную дискриминацию детей с особыми потребностями, чьим родным языком является русский, суд не исключил, что могут существовать особые обстоятельства, когда государство обязано обеспечить дошкольное образование для детей с особыми потребностями на их родном языке. В то же время ЕСПЧ указал, что латвийская система образования обеспечивает инклюзивное образование и индивидуальный подход к таким детям в рамках образовательных программ. Отметив, что заявители недостаточно обосновали свои аргументы, суд пришел к выводу об отсутствии дискриминации и в этом отношении.

В РСЛ агентству ЛЕТА заявили, что постановление суда не стало неожиданностью. Как указала Дьери, ЕСПЧ постановил, что решение не является дискриминационным из-за особенностей демографической ситуации в Латвии, однако она по-прежнему считает это "нарушением прав наших детей".

Представитель РСЛ Владимир Бузаев также заявил, что не удивлен решением суда, поскольку "в XXI веке наблюдается тенденция не считать русских людьми". С тех пор как Россия вторглась в Украину 24 февраля 2022 года, эта тенденция стала "мейнстримом", отметил он.

По словам Бузаева, суд не заявил ничего оригинального, ссылаясь на свои предыдущие решения и уникальную историю Латвии, поэтому "все разрешено и все соразмерно".

Контекст

В октябре 2022 года Сейм принял поправки к Закону об образовании и Закону об общем образовании, которые предусматривают, что в Латвии также в дошкольных учреждениях и в начальном образовании в течение трех лет будет происходить постепенный переход на обучение только на государственном языке. До этого занятия только на латышском языке велись в средних школах.

Переход к преподаванию только на латышском языке в программах основного образования государственных школ Латвии начался с 1-х, 4-х и 7-х классов.

С 1 сентября 2024 года обучение будут проходить только на латышском языке во 2-х, 5-х и 8-х классах, а с 1 сентября 2025 года - в 3-х, 6-х и 9-х классах.

В конце 2023 года ЕСПЧ по другому делу заявил, что не обнаружил нарушений прав человека при осуществленном в Латвии переходе на образование только на государственном языке. В решениях Палаты ЕСПЧ по делу "Джибути и другие против Латвии" и по делу "Валиуллина и другие против Латвии" единогласно признано отсутствие нарушения Европейской конвенции по правам человека.

В деле "Валиуллина и другие против Латвии" заявители выразили обеспокоенность поправками к закону 2018 года, увеличившими в государственных школах количество предметов, которые должны преподаваться на латышском языке - государственном языке, в результате что время обучения на русском языке сократилось. В 2019 году Конституционный суд принял решение о конституционности соответствующих поправок, признав их соответствующими Конституции.

Заявители выразили обеспокоенность по поводу таких же изменений в частных школах. Также в этом деле Конституционный суд признал в 2020 году, что законодатель, регламентируя использование языков в общем образовании в частных школах, обеспечил баланс между поощрением использования государственного языка и правом человека на принадлежность к меньшинствам для сохранения и развития своей самобытности и культуры.

ЕСПЧ установил, что меры, принятые правительством Латвии по расширению использования государственного языка в школах, были соразмерными и необходимыми, в частности, для обеспечения единства в системе образования и достаточного уровня знания латышского языка, что позволило бы населению эффективно участвовать в общественной жизни.

RUS TVNET в Telegram: Cамые свежие новости Латвии и мира на русском языке!

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх