Формулировки в таком документе могут быть специально сделаны общими и нечеткими — это часть политики сдерживания.
Как говорится в документе, «неопределенность для потенциального противника масштаба, времени и места возможного применения сил и средств ядерного сдерживания» является одним из его свойств.
В двух положениях доктрины вместе с Россией упоминается Беларусь — теперь ядерное сдерживание распространяется на нее. Но, как и в предыдущей редакции, многие положения упоминают «союзников» России.
Общие положения
Первое отличие новой доктрины коснулось положения о том, что «Российская Федерация рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой».
Теперь из него исчезло слово «исключительно», что, очевидно, может означать, что ядерное оружие приобретает какие-то новые свойства, кроме сдерживания. Это изменение никак не раскрыто в дальнейшем тексте документа.
Второе изменение в этой главе — исключение из списка нормативно-правовых актов, на которых основывается доктрина, ограничения характера международных договоров.
Если ранее доктрина основывалась, в частности, на международных договорах Российской Федерации в области обороны и контроля над вооружениями, то теперь — только на международных договорах.
Против коалиций и союзов
Самые большие изменения претерпела вторая глава «Сущность сдерживания», в которой авторы доктрины постарались объединить общей коллективной ответственностью участников разных коалиций и союзов.
Россия объявила, что будет считать объектом ядерного сдерживания всех членов коалиции, один из которых напал на нее, а также государство, которое предоставило другому территорию, море или небо для нападения на Россию.