В «Пьяных» на сцене — не пьют. И даже не матерятся. В пьесе Ивана Вырыпаева сочный матерный текст есть — как же пьяным-то без него! Но в спектакле Андрея Могучего решили матерщину не озвучивать, усложнив актерские задачи. Ведь все персонажи спектакля, поставленного в Санкт-Петербурге, в Большом драматическом театре им. Товстоногова его нынешним главным режиссером, уже назюзюкались так, что и на ногах не стоят и лыка, что называется, не вяжут. Тем они и интересны.
«Золотая маска» в Риге. «Пьяные» против трезвых: и что это было?
«Как относятся к отсутствию сильных матерных выражений в спектакле сами актеры?» - спросили журналисты на пресс-конференции, предшествовавшей спектаклю. По мнению заслуженного артиста России Василия Реутова, спектакль без сочного русского слова несколько потерял. А его коллега Анатолий Петров - тоже заслуженный артист России - вообще не выносит, когда актеры матерятся на сцене, поэтому и считает иначе. Кстати, и Реутов и Петров, а также народная актриса Марина Игнатова за свои роли в спектакле «Пьяные» были номинированы на «Золотую маску».
Большая гастроль фестиваля «Золотая маска в Латвии» близка к завершению. Как зрителю и обещали,
спектакли в фестивальной программе оказались очень и очень разными. По стилистике, пониманию театральных традиций, оценкам зрителей и публики.
Роднит их одно: все пять новый театральных работ — лауреаты или же номинанты «Золотой маски». «Пьяные» как раз из тех театральных событий, где есть о чем поспортить.
«Пьяные» в БДТ — лучшая режиссерская работа 2016 года в драматическом театре (большая форма). Главной театральной премией России этот спектакль отмечен и за лучший актерский ансамбль.
Про Андрея Могучего, три года назад возглавившего один из некогда культовых театров страны, говорят: мол, публику, воспитанную на спектаклях Товстоногова он разогнал, а в зрительные залы привел любителей Comedy Club и «Дома-2».
В Риге питерский БДТ — гость очень редкий. Так что фестиваль дал нам уникальную возможность познакомиться с его свежей работой. («Пьяные» - премьера прошлого театрального сезона.) И рижские театралы, слышавшие и имя Андрея Могучего и споры вокруг обновленного БДТ, с нетерпением ждали: и что же это такое будет?.. А когда посмотрели мы лучшую режиссерскую работу года, недоумение все равно и не рассеялось: и что же это такое было?!.. Несколько дней прошло после спектакля, а я все еще это пытаюсь понять.
Блестящая актерская игра была, мощная, в прекрасном ансамбле — это было точно!.. Наслаждение смотреть на игру актеров прославленного театра, когда она превосходит все твои ожидания. Говорят,
многим из тех, кого мы видели в «Пьяных» на сцене, в свои лучшие актерские годы звездных ролей так и не довелось сыграть. Зато в «Пьяных» - раздолье, есть где разгуляться мастерству и таланту, есть что играть.
Кривляться, изображая пьяных-то, дело не хитрое. Но вот до цельного образа своего персонажа поднять!... Это — класс.
Итак, на сцене — только пьяные, трезвых нет. Правда, потом они помаленьку трезвеют...
Главных героев в спектакле нет тоже. Вернее, каждый из четырнадцати персонажей — главный в своих эпизодах. В первом действии во всей своей пьяной красе они вереницей проходят перед зрителем.
А во втором действии — уже трезвея - некоторые мимолетно встречаются друг с другом. Вступлением к теме — как и на финише спектакля — идут фрагменты индийского фильма. На экране слащавая музыка, кислотные цвета нарядов. Обещание?.. Предостережение?..
Менеджер кинофестиваля Марк и юная пьяная Марта - еще не поняла про себя, кто она в этой жизни. Две вполне респектабельных буржуазные пары — преуспевающие банкиры с супругами - ох, как много лиших признаний здесь прозвучит!.. Некий креативный тип, разбирающийся со своими любимыми женщинами - с одной он живет, а на другой - женится. Табунок юных офисных менеджеров, ребята проделывают на сцене трюки совершенно акробатические - надравшись на мальчишнике, трезвея, они жаждут «слушать голос Господа в своем сердце», а сам виновник торжества очарован проституткой...
Пьяных тянет на откровения, в том числе и такие, что трезвым не произнесть. Все персонажи на сцене изрекают некие истины и философствуют, как философствуют пьяные, да еще уподобляют себя Господу, много говорят о Боге, о смысле, о любви ... и о том, что все в этой жизни — говно.
Манифесты менеджеров, которым обрыдло служить в своих скучных офисах... Признания преуспевающих банкиров, а также их стильных жен, философствующих проституток и просто брошеных женщин.
Во всем этом зритель — в том числе очень далекий от театра — с упоением узнает себя, знакомы ситуации, сложные взаимоотношения с Богом, который напрочь упразднен или же изменился, что ни одна религия за своего не признает. Кто считает себя театралом со стажем, они - в лучшем случае! - морщатся. Некоторые даже уходят. Потому что от театра Георгия Товстоногова, каким он остался в легендах, все, что происходит на сцене — весьма и весьма далеко. Совсем не БДТ, каким помню его со студенчества. Но… тоже интересно.
Антракт. Ко второму действию кресла в наших рядах несколько опустели. Не все привлеченные славным именем БДТ зрители до конца смогли выдержать долгожданную встречу с очень сильно обновленным театром, которым уже три года уже руководит режиссер Андрей Могучий. Блестящая актерская игра — да! Ведь чего стоят одни только пластические этюды Марины Игнатовой - леди, сохраняющей достоинство даже на подгибающихся ногах).
Да и актерский блеск «буржуазного» квартета ее партнеров дорогого стоит - Елена Попова, Анатолий Петров, Дмитрий Воробьев просто-таки упиваются ситуацией: есть что играть! И сценография, покрытый матами наклонный помост, придуманный художником-постановщиком спектакля Александром Шишкиным, тоже помогает им очень точно передать пластику своих персонажей. Практически всех занятых в «Пьяных» актеров можно отметить восторженными комплиментами. Но…
Но что остается от этих «Пьяных», когда спектакль завершен, ты выходишь из театра? Некоторое недоумение: что же это было? Не нотация, не нравоучение, не... Но — зачем было все
это?.. Или такой — новый в своих современных подходах театр — уже не пытается подвигнуть зрителя ни к откровению, ни к потрясению? Что остается от театра потом, после того, как спектакль отиграли?.. Новая заповедь, заменившая все прежние: «Не ссать!» - есть вся мораль этого пышного действа? Не маловато ли?..
Брюзжание мое - дань провинциальному мышлению.
Встреча с режиссурой Андрей Могучего и пьесой Ивана Вырыпаева и старым знакомцем БДТ вызвала противоречивые чувства. Но была интересным знакомством. Театр ведь может быть разным — и у новаторов, и у консерваторов найдется своя собственная публика.
Кстати, встреча с режиссером Андреем Могучим в Латвийской академии культуры, днем позже проходившая в рамках фестиваля «Золотая маска в Латвии 2016», показалась мне интереснее, чем сам спектакль. (Об этой встрече - позже).
БДТ - Большой драматический театр, созданный Георгием Товстоноговым и носящий теперь его имя — явление совершенно культовое в театральном мире. Но ведь легендарный театр почти три десятка лет уже прожил без своего создателя Товстоногова, пережив свою же давнюю славу. В России театральные критики пишут, что с «Пьяных» Андрей Могучева начинается новая история БДТ. Значит, они снова приедут к нам — с новыми «Золотыми масками».