Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Отто Озолс: следующие выборы могут повернуть Латвию к России (10)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Ieva Lūka / LETA

Латвийский писатель и публицист Отто Озолс в интервью газете Postimees рассказывает о частой смене политических коалиций, о том, как латвийское общество относится к миграционному кризису в Европе, а также о том, как события на Украине повлияли на отношения русскоязычного и коренного населения стране.

- Не так давно вышла ваша статья, в которой вы предупреждаете Латвию о том, что впереди тяжелые времена, и о том, что социальная стабильность страны под угрозой. Ситуация на самом деле настолько плохая?

- В марте правительство решило резко поднять налог на недвижимость, и для многих семей это стало тяжелым ударом. Мы уже натерпелись от банковского кризиса, а повышение налогов только ухудшит ситуацию. При этом в Латвии и так уже чувствуется достаточно сильное социальное напряжение.

Сравним для примера государственные бюджеты Эстонии и Латвии на 2016 год: в Эстонии он составляет 7–8 миллиардов евро при населении 1 300 000 жителей, в Латвии при населении в два миллиона жителей бюджет составляет 7,4 миллиарда евро. И никто не понимает, почему такая разница.

Если посчитать, сколько денег в бюджете страны приходится на душу населения, то в Эстонии эта цифра будет почти в два раза больше, чем в Латвии.

Объяснения этому нет.

Кроме того, в Латвии очень большая политическая коррупция, которая влечет за собой и другие проблемы. Рано или поздно это может привести к социальному взрыву.

- В начале этого года в Латвии было сформировано новое правительство. Почему в Латвии правительственные коалиции являются неустойчивыми и меняются так часто?

- Наша политическая система недоразвита, в политических партиях состоит маленькое количество людей, гораздо меньше, чем в Эстонии. Поэтому партии довольно слабы, и это провоцирует нестабильность правительства.

Основная проблема в том, что в Латвии не довели до конца реформу избирательного права и не реформировали саму систему политических партий. В Эстонии, на мой взгляд, такие реформы были проведены должным образом.

Вам очень повезло, ведь у вас есть двое выдающихся ученых и специалистов по праву – Рейн Таагепера и Велло Петтай. Таких политиков, таких специалистов нам в Латвии очень не хватает.

- Когда кресло премьера в Латвии занял Янис Кучинскис, иностранные СМИ писали, что политический курс страны все равно останется прежним. Хорошо это или плохо?

- Слишком резкие перемены никогда не идут на пользу. Однако Латвия сейчас нуждается в энергичных и хорошо образованных реформаторах. Кучинскис является представителем старой элиты, он опытный и ответственный политик, но он не реформатор. Именно из-за действий политиков старой закалки Латвия так сильно отстает от Эстонии.

В нашей стране серьезная проблема с демографией.

С 2000 года смертность намного превышает рождаемость. Мы на краю демографической ямы, и через два-три поколения, если не будут приняты меры, Латвия может исчезнуть. Если эту проблему не решить сейчас, то через 10 лет уже ничего нельзя будет сделать.

- В Эстонии много говорят и пишут о мигрантах. А как латвийское общество относится к миграционному кризису в Европе?

- Латыши, как и все европейцы, склонны помогать людям, попавшим в беду. Скажем, староверы, которые бежали в Эстонию и Латвию, получали здесь помощь, русские аристократы, бежавшие от большевистского террора, также находили убежище. Но относительно мигрантов неясно, почему вдруг так много людей стало рваться в Европу, почему Европа никак не может урегулировать этот кризис. Ресурсы для этого есть, но контрабандисты, занимающиеся отправкой людей в страны ЕС, почему-то оказались сильнее всех европейских структур! То, что случилось в Париже, в Кельне, то, что шведская полиция молчит о фактах изнасилования, все это подрывает репутацию Европейского Союза и доверие к нему.

Складывается впечатление, что нам не говорят всей правды.

Когда нет прозрачности в вопросе о мигрантах, то выигрывают от этого только радикальные партии. Например, проевропейская партия Латвии, поддержавшая позицию ЕС по мигрантам, тут же потеряла сторонников, получив прозвище «велкамисты» (от английского слова welcome – добро пожаловать).

- В отличие от Эстонии, в Латвии есть весьма влиятельная партия, представляющая интересы русскоязычного населения. Как события на Украине и аннексия Крыма повлияли на нее? Наступили ли какие-то перемены в латвийской политике?

- У этой партии уже на прошлых выборах были достаточно высокие шансы войти в правящую коалицию, но Путин подорвал репутацию России и русских во всем мире. В итоге латыши сделали все, чтобы русскоязычная партия не прошла в правительство. Однако это было на прошлых выборах. Впереди выборы 2018 года, и стоит отметить, что люди потеряли веру в проевропейские силы. Они, возможно, не проголосуют за них в следующий раз или вовсе не пойдут на выборы. А вот избиратели, симпатизирующие «Центру согласия», в выборах участие примут обязательно. И вполне может случиться, что следующее правительство Латвии будет откровенно дружественным и подконтрольным Кремлю. В случае своей победы «Центр согласия» может повернуть курс Латвии в сторону России, начать процесс выхода из НАТО и ЕС. Западные аналитики называют Латвию слабым звеном в странах Балтии, и, к сожалению, они правы.

- В начале этого года появился фильм BBC «Третья мировая война: в командном пункте». Как этот фильм восприняли в Латвии? Можно ли сказать, что в последние годы недоверие между латышами и русскими усилилось?

- Действительно, взаимное недоверие усилилось, поскольку многие русские откровенно поддерживают Путина, чье имя ассоциируется с агрессией на Украине и аннексией Крыма. Конечно, латыши задаются вопросом: «Если Россия нападет на Латвию, на чьей стороне будут местные русские?» Ответ очевиден.

Что касается фильма, на мой взгляд, он был слабым. Эксперты, которые высказывали свое мнение в этом фильме, вовсе не разбираются в ситуации в Латвии в целом и в Риге в частности.

Зачем Кремлю оккупировать Латгалию, если друзья Кремля уже контролируют ситуацию в Риге?

Напомню, мэр Риги Нил Ушаков – друг Путина. Он часто ездит в Москву, у них есть договор о дружбе с «Единой Россией». Кремлю не нужен Даугавпилс, они уже забрали Ригу! И через два года у них все шансы забрать и парламент. Так зачем тратить время и силы на бессмысленную военную авантюру?

Год назад Ушаков пришел на панихиду по Борису Немцову, и это было самое большое политическое лицемерие, которое я видел в последнее время. То, что он когда-то поддерживал Немцова и российскую оппозицию, – политические сказки. Скорее Элтон Джон откажется от своей сексуальной ориентации, чем Нил Ушаков от своей дружбы с Путиным.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх