которые проголосовали за независимость.
Михаил Гаврилов, заместитель Сергея Диманиса в руководстве фракции «Равноправие» в 1990 году, а теперь — депутат в Рижской думе от партии «Честь служить Риге!» под кровом Нила Ушакова и активный ревнитель русской культуры — утверждает, что главной причиной его тогдашнего поступка было отсутствие в Декларации независимости упоминания решения о гражданстве: «Мы, может быть, и хотели бы быть «за», но в ситуации, когда недоставало чёткого решения о гражданстве, вышло так, как вышло. Мы думали о нашем месте в новом государстве, но не знали, какой будет наша судьба».
Гаврилов подчёркивает, что такой была его аргументация. У кого-то, возможно, была иная. На вопрос — если бы удалось вернуться в 1990 год, поступил бы он точно также, депутат ответил утвердительно — если бы опять не было решения о гражданстве, то — да. Сам Михаил Гаврилов получил латвийское гражданство путём натурализации. Можно спросить — почему тогда 4 мая эти люди вышли из зала, а не просто проголосовали «против»? «Дипломатия. Когда они увидели, что голосованием «против» ничего изменить не удастся, решили своим уходом протестовать против голосования как такового», — объясняет Юндзис.
Во фракции «Равноправие» в ВС было 10 депутатов в советском воинском звании не ниже полковника. Они преимущественно вернулись в Россию. Воинственному «чёрному полковнику» Виктору Алкснису, у которого, по меньшей мере ещё несколько лет назад, в Латвии жили мать и сестра, въезд в нашу страну запрещён. Он всё же сохранил сравнительно хорошее знание латышского языка, время от времени выступает на российских телеканалах в статусе «эксперта по Балтии» и охотно принимает тутошних пророссийских активистов, которые отправляются к нему в Москву погостить. Алкснис, сетуя на занесение его в латвийский «чёрный список», всё же надеется, что «не всё ещё кончено».