Премьера оперы «Манон», в постановке Андрейса Жагарса и его команды, состоялась в минувшие выходные в Москве и имела немалый успех у театральной публики. И о такой трактовке образа Манон Леско еще поспорят зрители и критики: классический сюжет с историей любви «прочитан» как история успеха провинциалки в обществе.
Манон Леско у Жагарса в Москве – девчонка в кедах, жаждущая легкой славы, богатства, любви
Три вечера подряд – в пятницу, в субботу и воскресенье - на основной сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко давали «Манон» - самую исполняемую оперу Жюля Массне. Новая и оргинальная постановка стала совместной работой театра и латвийской команды постановщиков, возглавляемой Андрейсом Жагарсом. Побывать на московской премьера удалось и журналисту русской редакции TVNET.lv. Не так, что б я очень люблю оперу... Но посол Латвии в России госпожа Астра Курме очень уж строго сказала: латвийским журналистам, находясь в Москве, не побывать на московской премьере нашего Андрейса Жагарса было бы совершенно неправильно.
...Театр – в самом центре Москвы, на Большой Димитровке – место знаменитое, «намоленное» как говорят москвичи, объясняя, нам, провинциалам, сколь многих звезд оперного и балетного искусства видела на своем веку эта сцена.В день первой премьеры зал полон, публика нарядна, а настроение у зрителей весьма приподнятое. Во всем чувствуется оживление, приподнятость и волнение. В первый премьерный вечер даже допполнительные стулья поставленные в зале, все заняты, а билеты раскуплены задолго до премьеры. Основной зал театра на 1100 мест в пятницу просто не мог вместить всех желающих.
Интерес к совместной работе дирижера-постановщика Феликса Коробова и нашего Андрейса Жагарса априори был большим. Ведь за премьерами Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко пристально и ревниво следит избалованный музыкальными впечатлениями московский зритель. И нашего Андрейса Жагарса в Москве тоже любят: успех его предыдущей постановки подогрел градус интереса к новым его работам. Напомним: «Тангейзер», ранее поставленный им на этой же сцене, знатоки назвали работой не просто интересной, но выдающейся.
Не удивительно, что и состав солистов, которым предстоит выступить в ведущих ролях, и сам режиссерский подход Жагарса к постановке, обсуждались фанатами оперы и любителями музыки задолго до премьеры. Известно, что подход у латвийского режиссера-постановщика к классике решительно современный. В новой постановке московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко классическая история любви Манон и кавалера де Грие, случившаяся еще в 18 веке и ставшая популярным сюжетом 19 и 20 веков рассказана очень небанально.
Время действия выбрано не по классике – на сцене 60-е годы 20 века, а это ж почти современность. Вместо парижских ретро-площадей прошлых веков – почти уже знакомый нам Париж: отель с видом на Эйфелеву башню, рыночная площадь со скурпулезно и точно воссозданной атмосферой 60-х годов 20 века. Сценографу Рейнису Сухановсу и художнику по костюмам Кристине Пастернаке было где развернуться - смешение стилей и свобода нравов на сцене воплощается красиво, броско, пестро. В нарядах героев и праздной толпы приметы стилей от кутюр - привет кинематографу и модам годов 60-х и 70-х!.. – бесстрашно смешаны с костюмами хиппи.
Так что никаких кринолинов и иных примет минувших эпох на сцене и в помине нет.
Девчушечка-Манон – собравшаяся в монастырь, и еще не превратившаяся вместо этого в модную парижскую «штучку» -- на сцену так вообще выходит... в кедах. Так что к веселой кутерьме на сцене зрителям – из числе любителей классики -- тоже надо привыкнуть. Но музыки-то это все не портит!.. Правда, некоторым любителям классики просто-таки ... хочется зажмуриться. Да и спектакль с двумя антрактами идет почти три с половиной часа, так что... втягиваешься.
И более того: столь экстремальное прочтение сюжета французской лирической оперы придает некий новый объем и смысл всей истории, рассказанной на сцене. Смещение временных акцентов уводит ее в иное измерение. Это тем более интересно, что в репертуаре Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко уже есть одна «Манон» - балет на этот классический сюжет тоже присутствует в репертуаре.
В роли юной провинциалочки Манон (на первой премьере) на сцену вышла солистка театра Евгения Афанасьева, партии кавалера де Грие доверили приглашенному из Армении Липариту Аветисяну. Именно вокальные диалоги влюбленных особенно хороши, а финальный их трагический дуэт вызвает бурную реакцию публики. Всего же в спектакле заняты три состава солистов – в том числе несколько молодых победителей международных оперных конкурсов, так что знатоки и поклонники посмотрят спектакль не однажды.
... Музыка Жюля Массне в исполнении оркестра театра была прекрасна. Из зала кричали «Браво!». Все причатных к постановке не раз вызывали кланяться. Финальные овации зала в первый день премьеры с полным правом разделили с солистами и музыкантами и постановщики латвийской команды Андрейса Жагарса. А вот отзывы на спектакль и впечатления зрителей в оценке новой работы театра непримиримо расходятся. Впрочем, каждый имеет право на свое собственное мнение. Читатели портала rus.tvnet.lv смогут познакомиться с различными точками зрения.
С просьбой прокомментировать впечатления от премьеры RUS.TVNET.lv обратился к режиссеру Андрейсу Жагарсу:
-- Впечатления хорошие. Ведь что важно для режиссера? .. Важно, чтобы профессионалы оценили и чтобы зритель мог поверить в происходящее – для этого я и перенес действие в 60-е годы ХХ века во Франции. И по реакции зрителей – во все три вечера премьеры – я понимаю, что наша команда справилась с задачей. Создать визуальные образы того времени, создать мир на сцене, отчасти кинематографический, -- в этом была задумка, -- это нам удалось. Нам -- это и сценографу Рейнису Суханову и художнику по костюмам Кристине Пастернак, и видео-художнице Инете Сипуновой. Ближайшие мои планы связаны с Ригой – в марте в театре «Дайле» намечена премьера «Трех сестер» (по пьеса Чехова) – так что через несколько дней начинаю работать в Риге.