«Люди там» - новая работа латвийско-армянского режиссера Айка Карапетяна повествует о попытках хулиганов Пурвциемса и Плявниеков изменить свою жизнь. Это один из трех фильмов, получивших финансирование Национального киноцентра, и первый фильм после возобновления независимости, где герои общаются на русском языке. Совсем скоро, 2 марта, состоится официальная премьера.
Кино на русском - о пацанах «Пурчика» (63)
«Я хотел рассказать о проблемах целого поколения, которые затрагивают и моих друзей - есть цели, но они не знают, как их достичь, потому что не могут найти себя в этой жизни. Тем более я хотел создать современный фильм о городе. По-моему, именно этого не хватает современному латвийскому кино, ведь большинство фильмов о деревнях или прошлом», - рассказал режиссер о своем дебюте в жанре полнометражного игрового кино.
Со 2-го марта фильм с латышскими субтитрами будет демонстрироваться в рижских кинотеатрах «Forum Cinemas», «Cinamon»,
«Multikino», «Splendid Palace», а также в кинотеатрах Даугавпилса, Лиепаи и Сигулды.
Весь процесс создания «Люди там» занял три года, а съемки начались только в октябре 2009 года, когда было получено финансирование от Национального киноцентра (121 200 латов).
Фильм снимался в микрорайонах Плявниеки и Золитуде, известных своей криминальной средой. Отношение местных жителей было разным, режиссер рассказал, что были такие, кто воспринимал происходящее доброжелательно, а некоторым это совсем не понравилось — «два раза были проблемы с полицией, но ничего серьезного».
«Мы получили разрешение снимать на Латгальском рынке, но там были и те, кто не хотел попадать в кадр. Но в основном люди разные, и также по-разному реагируют», - с пониманием говорит Карапетян.
Сцена автокатастрофы в Пурвциемсе завершила съемочный процесс. Съемки проходили ночью и это было не самой легкой задачей.
«Это был технически сложный эпизод, но из того, что снимали всю ночь, на экране промелькнет лишь десять секунд», - говорит режиссер. Со съемочной группой была и муниципальная полиция. Съемка продолжалась и утром, когда закончилось выделенное на нее время и на улице появились первые местные жители.
«Концовка фильма неконкретная, но в последнем кадре я пытаюсь ответить на вопрос, находит ли главный герой свое место под солнцем.
Меня интересует не криминальная, а человеческая сторона этой истории — чего не хватает герою, что ему нужно и как он по-своему пытается этого достичь.
Но именно это зрителю, наверное, больше всего не понравится. В рамках характера персонажа, герой делает, как может, а не как хочет», - в интервью русскому TVNET рассказал режиссер.
В центре фильма молодой человек Ян, который живет в микрорайоне Риги с дедом. 20-летний парень нигде не учится, он не может найти работу, поэтому проводит дни в компании друзей, занимается мелкими кражами и мелким хулиганством.
«В наши времена таких людей называют урлами (гопниками)», - говорит о персонажах режиссер. «Однажды он попадает в секту и думает, что сможет изменить свою жизнь, но через некоторое время понимает, что его используют, и история переходит в чуть более суровое русло».
Актеры были подобраны по принципу — не слишком знакомые местному зрителю и по возможности приближенные к аутентичной среде микрорайона. Поэтому в фильме участвуют российские актеры Илья Щербаков, Семен Серзин, Михаил Разумовский, одна роль досталась актеру театра Вильнюса Эдуарду Мурашову. Среди латвийских — актер театра Валмиерас Андрис Гросс, остальные — любители.
Герои в фильме не разрешают своих проблем, но режиссер намекает, кто в этом повинен. И откуда берутся проблемы в жизни героев.
Особенности национального латвийского кино
На вопрос о развитии уникального латвийского кино режиссер категоричен — это маленькая страна, два миллиона людей, половина из них вообще не ходит в кино. «В таких условиях о своем кинематографе не может быть речи! Кино на экспорт? Такой тенденции не будет, может отдельные проекты. Государство не станет вкладывать деньги в кино, ведь это не будет приносить деньги.
Предложенная идея госзаказа — замечательна, но Латвия сейчас не может позволить себе такую роскошь, ведь кино - не дешевое дело. Госзаказ - главным образом это патриотические фильмы, затрагивающие историю. Если был бы выделен отдельный бюджет для госзаказов, я не против», - поведал свое мнение Карапетьян.
Готов к критике
«Этот фильм не о Пурвциемсе или Плявниеках, а о людях.
Панельные дома в этих микрорайонах — они без кода идентичности. Герои моего фильма ищут свою идентичность в обществе,
это выбрано как кинематографическая фактура. Мои герои там обитают. Я понимаю, что будет много критики со стороны, что я снял фильм про плохих русских. Но этот фильм не про русских, латышах или Латвии вообще, а про людей».
Режиссер смеется, что для большей критики в фильме еще не хватает геев и религиозных фанатиков для полного набора.
Психологический триллер
О творческих планах Карапетьян рассказал, что сейчас идет монтаж, а в октябре выйдет второй фильм «МОЖ». Это психологический фильм с элементами фильма ужасов, который Айк снимает на собственный деньги.
В Париже он хочет начать писать сценарий к новому фильму, но для него нет особого города, который вдохновлял бы его больше, главное, «чтобы не было холода и долгой зимы».
О режиссере
Режиссер Карапетьян родился в 1983 году в Армении, учился в Риге, и получил степень магистра по аудиовизуальному искусству в Латвийской академии культуры.
Он поучил широкую известность после короткометражного фильма «Отвращение» («Riebums») на фестивале «Lielais Kristaps» в 2007 году.
В 2009 году он уже был в жюри этого конкурса, а также окончил парижскую киношколу ESEC.
В 2011 в Латвийской национальной опере поставил оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», которую высоко оценили зрители.