Редактор дня:
Alexandra Nekrasova
Cообщи

Жанна Таль готова возродить шахматы в Латвии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Сегодня нашему великому соотечественнику Михаилу Талю исполнился бы 71 год. К этому дню в Риге, на ул. Кр.Валдемара, на доме 34, где жил до своей смерти в 1992 году 8-й чемпион мира по шахматам, энтузиасты и его друзья планировали восстановить памятную доску, украденную искателями металлолома вскоре после ее появления на фронтоне здания.

К сожалению, по техническим причинам художник не успел изготовить мемориальный знак именно к этой дате. Между тем Жанна Таль, дочь гроссмейстера, считает, что более действенным напоминанием о рано ушедшем в мир иной гроссмейстере было бы продолжение всего дела его жизни. И именно в Латвии. — Конечно, нам с мамой будет приятно увидеть табличку с именем и портретом папы на доме, где мы все жили, — говорит Жанна. — Он бесспорно это заслужил. И я от нас двоих с мамой, пользуясь случаем, хочу поблагодарить известного латвийского предпринимателя Евгения Гомберга, который взял на себя все затраты по проектированию и изготовлению памятной таблички. Но в то же время смею предположить, что возрождение шахмат в Латвии, появление школы, в которой опытные мастера (а такие в Латвии есть!) готовили бы молодежь к новым шахматным прорывам, папе понравилось бы больше, чем все барельефы и памятники в его честь.

Надеемся на отклик

Наш разговор состоялся недавно в редакции Телеграфа, куда Жанна Таль заглянула, в очередной раз прилетев из Дюссельдорфа в Ригу. Напомним: в Германию они с мамой, вдовой 8-го чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, Энгелиной, переехали в начале 1990-х. Но при каждом удобном случае дочь чемпиона мира наведывается на родину, где много друзей, особенно из числа одноклассников по 12-й школе, которую она оканчивала.

— Идея очень простая, — говорит Жанна. — Поскольку сейчас положение с шахматами в Латвии оставляет желать лучшего, очень хотелось бы продолжить дело папы и как-то попытаться возродить традиции, которые здесь были раньше. Во-первых, традиционные турниры с очень высококаратными шахматистами. Во-вторых, выпускавшаяся тогда литература, очень хорошо котировавшаяся в кругу любителей шахмат. В-третьих, традиция существования юношеских команд и кружков. Ну и, конечно же, крайне необходимо поддержать шахматистов, которых в папино время в Латвии было много, и сейчас многие из того поколения, слава богу, живы, но им нелегко живется. Все эти задачи можно было бы решать, создав в Латвии Фонд Михаила Таля. В этот приезд я как раз занимаюсь тем, что собираю единомышленников под эту идею. Ее уже согласились поддержать своими именами и средствами несколько весьма влиятельных представителей латвийского общества. Мы очень надеемся расширить круг друзей шахмат — реализация плана требует определенного финансирования, и мы будем рады любым предложениям. Очень рассчитываем на отклик всех, кто ценит эту игру интеллектуалов. Я уверена, что в Латвии таких найдется немало.

— А как собирается работать фонд?

— Прежде всего, нужно собрать информацию — в школах, вузах, в общем, среди подрастающего поколения, что позволило бы определить, сколько молодых людей в стране желают всерьез заняться шахматами. Фонд будет в таком случае поддерживать организацию кружков, привлечение профессиональных тренеров, создание юношеских команд. Мне кажется нонсенсом тот факт, что после смерти Таля образовался провал в подготовке следующего поколения шахматистов. Параллельно необходимо помочь тренерам получить лицензии, потому что на данный момент, насколько мне известно, лишь единицы имеют официальное право преподавать шахматное дело. Странно и то, что в Латвии нет такого понятия на государственном уровне, как шахматист, что существует в других странах, которые считают необходимым вкладывать средства в подготовку новых поколений любителей этой игры. Понятно, кстати, почему — ведь чемпионы прославляют имя своей родины, повышая ее престиж в мире.

— Собирается ли ваш будущий фонд сотрудничать с Федераций шахмат Латвии?

— Да, мы рассчитываем на взаимопонимание и опыт этой организации.

— Как много времени может занять создание фонда?

— Это зависит от того, насколько быстро мы сможем найти достаточное количество учредителей и собрать необходимые средства. Как я уже говорила, есть люди, уже согласившиеся нам помочь, но их должно быть больше.

Хорошо бы привезти Спасского и Корчного

— Допустим, все произошло, фонд появился и начал работать. Кроме подготовки продолжателей дела своего отца, о чем таком вы еще мечтаете, что можно было бы сделать через эту организацию?

— Организовать турнир ветеранов и собрать на него со всего мира людей, знавших папу. Там будут такие легенды шахматного мира, как Спасский, Корчной, еще кто-нибудь. И все бы они съехались в Ригу. Для Латвии это было бы очень престижно. Мечта может стать реальностью, но конечно, если появятся средства для ее осуществления.

— А к главе ФИДЕ Кирсану Илюмжинову не пытались обратиться за поддержкой? Он был в Риге минувшим летом и много приятных слов сказал в адрес латвийской столицы, которая прославилась как город, давший миру Михаила Таля.

— К сожалению, у меня личного контакта с господином Илюмжиновым не было, но я надеюсь в ближайшее время встретиться с ним. И обязательно попрошу о поддержке. И все же мне кажется, что земляки моего отца не должны остаться в стороне от этой идеи.

Комментарии
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх