Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Французский фовизм в Риге

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ЧАС

Два месяца в Национальном художественном музее в рамках фестиваля «Французская весна» будут проходить выставки одного из самых жизнерадостных направлений в изобразительном искусстве - фовизма. Событие это уникальное: последняя выставка французских фовистов в Риге прошла в 1910 году, в год пятилетия нового направления.

Рождение фовизма связывают с Парижскими осенними салонами 1905 года, когда группа амбициозных молодых художников во главе с Анри Матиссом устроила выставку, перевернувшую все традиционные представления о цвете. Этот выпад приняли далеко не все коллеги по искусству, тем более критики. Известный художественный авторитет Луи Воссель в своей статье окрестил художников «дикими зверями» (по-французски - Le Fauve), с чем художники категорически не согласились. Однако слово прижилось, более того - дало название новому направлению в живописи, которое хотя и недолго просуществовало, однако оставило ослепительный след в истории искусства.

«Cержант колониальной армии». Альбер Марке.
«Cержант колониальной армии». Альбер Марке. Фото: ЧАС

Прекрасный рисовальщик Матисс тем не менее по преимуществу - колорист. Но при всем своеобразии творческой манеры и оригинальности поступков он всегда стремился к гармоничности и доступности восприятия. «Я делаю искусство, - декларировал он позже, - удобное, как кресло».

«Набережная Бурбонов». Альбер Марке.
«Набережная Бурбонов». Альбер Марке. Фото: ЧАС

Сейчас кажется странным, как в Париже (!) могли не почувствовать и не понять воистину гениальные произведения. Ставший, как теперь говорят, визитной карточкой художника «Танец» (Эрмитаж), был навеян дягилевскими «Русскими сезонами» в Париже и танцами Айседоры Дункан. В «Музыке» изображены фигуры поющих и играющих на разных инструментах музыкантов. «Купание» или «Медитацию» Матисс отправил в Россию в незавершенном виде.

«Париж». Валдемар Тоне.
«Париж». Валдемар Тоне. Фото: ЧАС

В Белом зале Национального художественного музея сейчас экспонируется коллекция Художественного музея Бордо. В общей сложности - 52 шедевра.

Матисс представлен натюрмортом, пейзажем и тремя портретами.

Редкая удача для латвийских ценителей - большая коллекция друга и единомышленника Матисса Альбера Марке: целых 18 картин. В сущности, Марке можно было бы не причислять к «Диким зверям» - его прохладные городские и приморские пейзажи идут даже немного вразрез с принципами фовизма. Сам же Марке причислял себя именно к этому направлению и всегда предпочитал писать цветовыми пятнами. Уроженец Бордо, он учился в Париже вместе с Матиссом, но в отличие от всемирно известного друга с его ошеломляющим талантом довольствовался местной славой.

«У окна». Гедерт Элиас.
«У окна». Гедерт Элиас. Фото: ЧАС

Сюрприз экспозиции - ранние работы Огюста Ренуара, явно не имеющие отношения к фовизму. Известный импрессионист, гениальный мастер портрета и жанровых композиций представлен нежными пейзажами, мало похожими на его зрелые работы.

«Юрмала». Лео Свемп.
«Юрмала». Лео Свемп. Фото: ЧАС

Нередко латышское искусство воспринимают как секундарное, то есть вторичное, вдохновленное чьим-то примером. В нем прослеживается и русское влияние, что естественно, поскольку большинство латышских художников учились в С.-Петербурге, и бельгийское и французское, поскольку в ХХ веке оно сильно воздействовало на весь просвещенный мир.

Нынешняя экспозиция в выставочном зале Арсенала - объективный взгляд на наше искусство в историческом контексте. Представлен период с 1910 по 1980 г. Основная часть работ относится к советскому периоду, когда любовь к цвету проявлялась особенно сильно, в какой-то степени, может быть, по причине серого бытия. Вглядевшись в эти работы, нельзя не увидеть замечательного своеобразия и самобытности каждого из художников. Сила цвета, яркие краски, ощущение радости жизни вопреки скромному балтийскому пейзажу пронизывают все произведения латвийских мастеров. Выставка в Арсенале - достойное приложение к экспозиции французских шедевров.

«Сидящая женщина». Анри Матисс.
«Сидящая женщина». Анри Матисс. Фото: ЧАС

По-балтийски сдержанные полотна Язепа Гроссвальда несут тем не менее заметные признаки фовистической раскованности, что делает их особенно привлекательными и эмоциональными. На выставке представлены произведения нескольких поколений латвийских художников, среди которых Екаб Казак, Волдемар Матвей, Вильгельм Пурвит, Лео Свемп и более близкие нашему времени Рудольф Пиннис, Борис Берзиньш, Янис Паулюк, Индулис Зариньш, Джемма Скулме.

Нельзя не отметить высокий уровень культуры экспозиции, составленной куратором Даце Ламбергой, смело и уверенно трактующей свое понимание латвийского фовизма. Картины дополняют изречения авторов, представленных в экспозиции, на темы своего творческого кредо, что делает экспозицию более всеобъемлющей.

Выставка в Белом зале продлится до 20 мая, в Арсенале - до 17-го, стоит поторопиться, просто грех не доставить себе радости побродить среди шедевров лучших мастеров Франции и Латвии.

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх