Пятидесятилетие вторжения вооруженных сил Варшавского договора в Чехословакию, заморозившего "Пражскую весну", 21 августа отмечали во всем мире. Это не помешало президенту ЧР Милошу Земану игнорировать памятную дату. А юбилейная речь чешского премьера Андрея Бабиша была сухой и предельно краткой - чтобы не сказать куцей. Всех же перещеголял лидер тамошних коммунистов Войтех Филип, уже накануне события сделавший сенсационное сообщение в интервью The Guardian: оказывается, в качестве правопреемницы СССР РФ не может нести никакой ответственности за агрессию в "братской" Чехословакии: ведь отдавший решающий приказ Брежнев был украинцем; из УССР же на подавление "весны" была прислана и основная часть живой силы и техники.
"Пражскую весну" на самом деле задушили украинцы (9)
О подробностях предпринятой Варшавским договором "операции Дунай" каждому любопытствующему нетрудно узнать из обширного массива опубликованных в течение полувека документов, мемуаров и иных свидетельств. Нам же важно остановиться вот на чем:
если в августе 68-го свободный мир впервые обнаружил, что так называемый соцлагерь - вовсе не железобетонный монолит, каким его рисовала советская пропаганда, то полвека спустя реакция на юбилейную дату еще раз подчеркнула отсутствие единства в мире, считающем себя свободным.
Не спасает дела даже не вполне еще забытое возмущение Земана (вообще-то известного пропутинскими симпатиями и призывами отказаться от антикремлевских санкций) публикацией на сайте телеканала "Звезда" с символичным названием "Чехословакия должна быть благодарна СССР за 1968 год", как бы невзначай появившейся во время ноябрьского визита президента ЧР в Москву. Тогда Земан кричал, бранился и топал ножкой, и текст спешно удалили, а премьер Медведев принес официальные извинения. Зато сейчас, когда Кремль раздает памятные награды тем "ветеранам" операции, что еще живы, Земан безмолвствует.
Безусловно, события 1968 года 73-летний президент отлично помнит. Не может не помнить. Но соображения realpolitik, определенно, ставит выше своих конституционных обязанностей. Вот и молчит, как в рот воды набрав.
У Андрея Бабиша - иные соображения. На сколачивание парламентского большинства в желанной коалиции с соцдемами премьер потратил несколько месяцев. И преуспел... исключительно ценой 15-ти голосов коммунистов. Потому как депутаты от других партий к Бабишу относятся с некоторой брезгливостью: громкое расследование об очень вероятном его участии в "распиле" двух миллионов евро из брюссельских дотаций неким "чудом" оказалось замороженным президентским указом. Ясно, что репутация нового премьера (и бывшего минфина, а также миллиардера, часто именуемого "чешским Трампом") от безупречной далека. Вот тут с коммунистами и подфартило. Правда, эти милые одуванчики (средний возраст в КСЧМ, компартии Чехии и Моравии - около 75 лет) все, как на подбор, прокремлевские. Правда, на последних парламентских выборах набрали они рекордно низкие с 1990 года 7,8% голосов. Но все это мелочи. Главное же - 15 "нужников", поддержавших создание правящей коалиции именно такой, о какой мечтал премьер, нашлось именно у них, - вот и на том спасибо.
И благодарность не заставила ждать. Как и реакция аудитории, быстро сообразившей, что к чему и почему. Осторожный и немногословный торжественный премьерский спич был показательно освистан. О чем тут же поведали как зарубежные медиа, так и чешские - понятно, за исключением тех, что входят в принадлежащий Бабишу медиаконцерн.
Старая история повторяется. Сегодня в Центрально-Восточной Европе частные "соображения" политиков берут верх над приверженностью так называемым общеевропейским ценностям - совсем как полвека назад были они важнее искренней веры в светлое общее коммунистическое будущее.
Тогда на необходимости вторжения в ЧССР исключительно по идеологическим мотивам настаивало одно лишь руководство ГДР, старавшееся быть "более католиком, чем Папа". Коммунистические же генсеки Польши и Венгрии нажимали по совершенно иным причинам: им важно было получить "зачет" и некоторую надежду, что пристальный надзор, под которым их страны держал Кремль, на какой-то период ослабнет. У болгарского руководства собственное мнение отсутствовало напрочь - неслучайно в СССР Болгарию чуть ли не официально окрестили "16-й республикой". А румынский лидер Чаушеску так и просто игнорировал совместную акцию.
Куда больше занимал его запланированный (и отчасти сбывшийся) пиар-эффект на Западе, вызванный неучастием СРР в удушении "весны". У "гения Карпат" со свободным миром имелись собственные гешефты, на которые Москва смотрела сквозь пальцы: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не брыкалось.
"Дитя" же не только не брыкалось, но имело такой аппарат подавления всякого инакомыслия, о котором в КГБ брежневского периода могли лишь с ностальгическим вздохом вспоминать.
Для Кремля Румыния была местом архибезопасным; советские войсковые контингенты были выведены оттуда еще по распоряжению Хрущева.
Если кто-то в тогдашней ситуации и колебался, то был это Брежнев. "Наш Саша не подведет", - долго повторял он, как мантру, слушая очередные донесения о недопустимых вольностях, против которых вовсе не возражал избранный 5 января 1968 года на должность генсека КПЧ Александр Дубчек. И затем часами увещевал главного коммуниста ЧССР по телефону. Не в последней степени именно благодаря брежневской нерешительности "весна" процвела аж до конца лета.
Более полугода в ЧССР бездействовала политическая цензура. Но намерение сторонников "социализма с человеческим лицом" открыть границы - в том числе и западную, со страшной-престрашной ФРГ - это было уж слишком. "Наш Саша" угодил в немилость, и на Прагу с разных сторон двинулось шесть тысяч танков.
Сегодня главный кремлевский телеканал РТ объясняет это почти слово в слово так же, как и автор ноябрьской "звездной" публикации: чехи сами виноваты! Так сильно спешили с реформами, что забыли о безопасности. Шутка ли: вот открыли бы западную границу, и тотчас в Прагу въехало бы НАТО! Если бы мы не поспешили "на помощь".
Горе даже не столько в том, что любые историко-ретроспективные рефлексии, открываемые конструктом "если бы", заведомо хромают на обе ноги. Если бы у бабушки было сами знаете что, она была бы дедушкой. Спекулировать можно сколько угодно, но в подаваемой публике историографии следует все же исходить из фактов.
И как раз в очень грустном факте и все горе: мир успел несколько раз измениться, но антиНАТОВскую паранойю правопреемница СССР унаследовала в полном объеме. И не только не собирается с ней расставаться, но и продает ее в самых разных упаковках не слишком осведомленным гражданам.
Рынок ведь хоть куда, под 70 миллионов! Если верить видному российскому социологу Льву Гудкову (Левада-центр) - а нет никаких причин ему не верить - около половины россиян еще вчера не имели никакого понятия о "Пражской весне". Пока заинтересованные "говорящие головы" их не просветили.
Ясно, что в редакции The Guardian о "Пражской весне" были осведомлены несколько лучше. Но поскольку чувство юмора британцев никогда не покидало, смелая концепция Войтеха Филипа, вождя чешских коммунистических "одуванчиков", прошла там просто "на ура". Действительно, какой спрос с правопреемницы СССР, если Брежнев был украинцем? Догадайтесь, стало быть, куда высылать счет.
Догадались? Тогда самое время развить талантливую и инновационную тезу пана Филипа. Значит, так:
если за подавление "Пражской весны" должен ответить Киев, то за Большой террор, за Голодомор, за пакт Молотова-Риббентропа и прочие проклятья советской и восточноевропейской истории прошлого века в самый раз спросить с Тбилиси!
Отличная идея, между прочим, - и как так вышло, что тугодумы с РТ первыми не расчухали?
И заодно следует детально разобраться: а "виноваты" ли "сами чехи"? Причем они вообще во всей кутерьме 1968 года? Ведь главный заваривший ту кашу Александр Дубчек был словаком! Есть, в общем, над чем поразмыслить креаторам "альтернативной историографии" - по обе стороны восточной границы ЕС.