"Рига круче Берлина, а Бомбей важнее Парижа"

Марина Сиунова
, Журналист
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Успели соскучиться по Рижскому цирку? Используйте возможность своими глазами увидеть, что там сейчас происходит. С 6 по 30 сентября в цирке проходит фестиваль современного искусства Survival Kit "Пустое помещение/ Leer Stalle”. Он посвящен теме дальних земель (outlands) и геополитических сдвигов, проблемам мигрантов и беженцев. На открытии в четверг вечером и во время Белой ночи посетителей ждут арт-перформансы и дискотека с ди-джеями.

Сразу предупредим, не пытайтесь попасть в цирк с привычного входа на улице Меркеля, он заколочен. Надо обойти квартал вокруг и войти с улицы Калниня — в ворота, увешанные фестивальными постерами.

К нашему удивлению цирк практически не изменился: помещения не отремонтированы, из них до сих пор не выветрился специфический запах. И пока трудно представить, что даже через несколько лет цирк откроет двери для посетитетелей.

Зато обшарпанные интерьеры стали идеальным фоном для того искусства, что показывает Survival Kit. В этом году «набор для выживания» (так с английского переводится Survival Kit) довольно необычный: реквизит, будто позаимствованный из индийских фильмов (инсталляция бразильской художницы Сибельи Кавалье-Баштуш), деревянные фигурки, напоминающие детские игрушки, керамические лица мигрантов, глядящие на нас из спальных мешков, развешанных по стенам (работа Криса Лемсалу «Лагерь призраков»).

Фото: LETA

Выставка проходит в сотрудничестве с Институтом Гете, потому название дублируется на немецком Leer Stalle. Кстати, это словосочетание можно перевести на русский и как «пустое стойло», что точнее передает атмосферу заброшенности, царящую в цирке.

«Я снова чувствую себя как ребенок, который попал в цирк. — заявил журналистам директор Института Гете Арне Шнейдер. — Outlands говорит и о миграции, и о проблемах идентичности. К нам в Германию стекаются люди из разных регионов — они приезжают, чтобы реализовать свои бизнес-идеи, свои художественные проекты. Я очень рад, что совместно с художниками из разных стран мы пытаемся пролить свет на то, как миграция влияет на Европейское сообщество».

Фото: LETA

Главный куратор выставки Солвита Кресе подчеркнула, что освоение пустующих помещений — одна из стратегий фестиваля. «Мы собираемся, включаем свет и начинаем действовать для позитивной трансформации места. Рига круче Берлина, а Бомбей важнее Парижа, смотря с какой точки смотреть».

В этом году работ на фестивале немного, зато команда кураторов собралась представительная: Инга Лаце из Латвийского центра современного искусства, Шумеш Шарма из Бомбея, а также каталонка Анжелса Миралда, проживающая в Берлине.

Фото: LETA

Одна из главных идей выставки — призыв задуматься о том, насколько маргинальны не чужаки, наводнившие Европу, а мы сами, нередко относящиеся к ним с пренебрежением. И попытаться понять, как противостоять собственным демонам — национализму, нетерпимости к представителям других наций и рас.

Фото: LETA

Латвийская художница Зиле Зиемеле изображает на своих картинах цыган, с которыми познакомилась, гуляя около Рижского цирка. Они изображены и на арене цирка, и среди зрителей, и чувствуют себя там, кажется, вполне в своей тарелке.

«Вы знаете легенду о Христе и цыгане? Когда Христос был распят, один цыган украл гвоздь из его креста. И Бог за это разрешил цыганам красть понемножку»,

— по мнению куратора Инги Лаце именно эту легенду переосмысляет в своих работах латвийская художница.

Анастасия Сосунова из Литвы представила работу «Собака Демихова»: стену с изображениями животных и видео с рассказом о двухголовой собаке ( в советское время профессор Демихов трансплантировал голову одной собаки в тело другой). По словам куратора Инги Лаце, Анастасия, русскоязычная девушка из маленького литовского городка, в этой работе метафорически выразила свое самоощущение. Она, как двухголовая собака, чувствует, что ни принадлежит ни к русским, ни к литовцам.

«Мы очень часто проводим водораздел — этот латыш, этот русский. А ведь можно чувствовать себя не принадлежащим ни к одной из общин», — говорит куратор.

Фото: LETA

Другую знаменитую собачку — «космическую» лайку мы видим на стене, расписанной художником из Судана Касиуссом Фадлаби, осевшим в Осло. По бокам от собаки стоят два темнокожих ангела, как бы охраняя ее. «Работа выполнена в церковном стиле, характерном для Эфиопии. — комментирует Инга Лаце. — Напрашивается интересное сравнение. Собаку никто не спрашивал, хочет ли она полететь в космос. Примерно такая же ситуация сегодня происходит с беженцами: они бегут не туда, куда сами выбирают».

Фото: LETA

Незабываему инсталляцию в стиле болливудского кино соорудила для выставки бразильская гендерно-нейтральная художница Сибелье Кавальи-Баштуш. Она придумала альтер-эго Соню, которая вживается в роль мультизадачной хозяйки безумной гостиницы на покинутом приличными людьми курорте.

Соня открыла эту гостиницу, пытаясь реанимировать родной поселок. И собрала в отеле все, что положено на курорте: гамаки, балдахины, телевизоры (на экранах она сама выступает в качестве поп-звезды), надувные матрасы. В психоделический интерьер отеля идеально вписались китчевые рисунки на стенах цирка.

Сибелье Кавальи-Баштуш представит два перформанса, один на открытии выставки, другой в рамках Белой ночи. Начиная с четверга по воскресенье публичная программа будет насыщенной: встречи с художниками, лекции, показы фильмов, дискуссии. Вход на выставку платный. 

КомментарииCopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх